Папки-передвижки

Формирование основ экологической культуры у младших дошкольников

Наталья Сухарева
Формирование основ экологической культуры у младших дошкольников

Формирование основ экологического сознания у дошкольников

«Формирование основ экологического сознания у дошкольников»

«Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. А. Сухомлинский

Актуальность и перспективность.

Публикация «Формирование основ экологической культуры у младших дошкольников» размещена в разделах

Экологическое воспитание, одно из приоритетных направлений развития современного детского сада и системы образования в целом.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Мир стоит на грани экологической катастрофы, и если каждый из нас не попытается его спасти, у человечества просто нет будущего! А начинать нужно, прежде всего, с себя – полюбить родную природу всем сердцем и научить этому детей: любоваться ее красотой, радоваться каждому новому дню, солнышку, каждой возможности прикоснуться к ее тайнам, ведь малыши воспринимают природу очень эмоционально. Часто особая восприимчивость и огромный интерес к природе служит причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению растений, безжалостного отношения к насекомым. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Поэтому считаю, что чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше экологическое сознание и его уровень.

Новизна опыта состоит в интеграции экологического воспитания с различными видами деятельности: продуктивной, коммуникативной, художественно-речевой, трудовой, игровой деятельности, физическим развитием.

Цель моей работы: сформировать экологические знания, положительное отношение к природе, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, дать основы безопасного поведения в природе.

Для достижения цели наметила следующие задачи:

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представление детей о растениях, животных, человеке, объектах неживой природы, прислушиваться, называть что увидел, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.

Планируя работу с детьми, я определила следующее содержание моей работы:

1. Ознакомление детей с природой.

2. Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы,

целевые прогулки.

3. Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группе, оснащение предметами для ухода за растениями.

4. Организация и проведение выставок, конкурсов.

5. Создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала.

6. Трудовая деятельность в природе.

7. Связь с воспитательно-образовательным процессом: с музыкальной, продуктивной деятельностью, физическим развитием.

8. Реализация проектной деятельности.

Теоретическая база опыта.

В своей работе я опираюсь на программу «Детство», использую технологию, О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», пособие «Экологические проекты в детском саду» О. М. Масленниковой и А. А. Филипенко, Дидактический материал к занятиям по экологии Л. И. Мосягиной.

Технология опыта.

Комплексно реализовать ряд задач, стоящих передо мной, мне помогает использование разнообразных методов:

- наглядные (наблюдения, рассматривания картин и иллюстраций, презентаций);

- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);

- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы)

Считаю, что экологическое воспитание детей невозможно без создания предметно-развивающей среды. Я стараюсь окружать детей красотой природы, поэтому вся обстановка в группе на экологическую тематику. Экологическое дерево- береза в уголке природы периодически меняется в зависимости от времени года: зимой на голых веточках белый иней искрится, прилетела на кормушку стая снегирей, весной вешаем с детьми скворечник, прилетают воробьи, летом- ее украсит зеленые листочки, а осень окрасит ее в желтый цвет. Окна в группе мы с детьми тоже украшаем по сезонам: зимой на них снежинки и веселые снеговики, весной и летом - разноцветные цветы и бабочки.

Постоянно обновляется дидактическое панно по временам года: летом там поселяются: огород с забавным чучелом, смастерить которое помогали родители, веселые человечки заняты работой в огороде и на скотном дворе. Зимой, они одевают теплые одежды, катаются на санях с горки.

Познакомить с природой, воспитать любовь к ней, помогают растения в уголке природы. Дети под моим руководством систематически наблюдают за ними, ухаживают. Работа в уголке природы формирует практические умения, обогащает представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость, «Огород на окошке», где дети знакомятся и закрепляют фазы прорастания и роста фасоли, лука, частями этих растений. Узнают, что такое корнеплоды запоминают их названия.

Лэпбук «Огород на окошке» помогает им запомнить какие предметы необходимы для работы в огороде, что нужно растениям для роста и развития: без воды, света и тепла растения не выживут.

Лэпбук «Насекомые» знакомит с насекомыми, их средой обитания, содержит игры-лабиринты, подбор загадок и пословиц о них.

Родители помогли изготовить лэпбук «Домашние животные».

Лэпбуки содержат много интересной познавательной информации.

Использую разнообразные дидактические игры по экологии.

Для изучения времен года – экологическое дерево.

Для расширения и углубления знаний по экологическому воспитанию использую литературу с красочными иллюстрациями. Дети очень любят слушать сказки, рассказы о животных, детские веселые стихи. Предпочтения отдаю рассказам Чарушина, Бианки, Паустовского, Пришвина т. к. их рассказы основаны на собственных наблюдений за миром природы. Дети сопереживают героям, могут отличить плохие поступки героев, оценить хорошие. Воспитываю бережное отношение к книгам. Провожу беседу о безопасности во время возможной встречи с животными в природе, т. к. сказочные образы животных существенно отличаются от животных в реальной жизни и могут быть опасны (лиса, медведь, волк). Свои знания о животных дети переносят в театрализованную деятельность. Детям нравится быть артистами, изображая сказочных животных, под музыку формируется правильная речь, развивается память, внимание, коммуникативным навыкам.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера. Дети подражают повадкам животных, их образу жизни «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Вышла курочка гулять», «Зайка серенький сидит» и др. Учу детей характерным звукоподражаниям. Имитация движений животных, снежинок способствует развитию физических качеств, вызывает радость, положительные эмоции. Считаю, что нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и иллюстрациям. Ребенку нужно ощутить запах травы, листвы осенью, потрогать еловую веточку, шершавую кору березы, услышать пение птиц, ощутить солнечное тепло на своих ладошках. Поэтому большое значение придаю исследовательской деятельности, наблюдениям.

На прогулках с детьми вели наблюдения за явлениями природы, сезонными изменениями, повадками птиц и жизнью насекомых, провожу экскурсии по территории детского сада и за его пределами (на луг, к озеру, в парк). Во время экскурсий дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т. д., сравнивали сезонные изменения деревьев.

Активно использую труд в природе: летом - уборка мусора и веточек с территории, уход за клумбой, осенью - уборка сухих листьев. Это формирует бережное, заботливое отношение к природе. С этой же целью предлагаю детям сконструировать домик для животных, зоопарк из строительного материала, город из песка.

Для познавательно-исследовательской деятельности использую игры с природными материалами (шишки, желуди, семена, крупы, камни). Центр воды и песка использую для изучения свойств песка, воды, воздуха. В процессе игры создаю проблемные ситуации: «Утонет, или нет?», «Зачем нужна вода?», «Из какого песка можно вылепить фигурку?», «Что живет в пакете и мыльных пузырях» и др. Дети приходят к самостоятельным выводам. На занятиях часто использую презентации, видеоролики, компьютерные технологии, которые позволяют наглядно, более реалистично познакомить детей с природными явлениями, повадками животных, сезонными изменениями.

Чтобы наиболее полно изучить какую-то тему, использую наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования проектную деятельность. Реализовала с детьми проекты: «Лекарственные растения», «Комнатные растения - наши друзья», «Спасем птиц зимой», «Мои домашние животные», «Домашнее экспериментирование с молоком».

Считаю очень важным – найти взаимопонимание с родителями, наладить контакт и взаимодействие. Они помогали организовать экскурсии на природу, приносили семена растений, луковицы, изготовили поделки из бросового материала для выставки. Родители активно участвуют в детских праздниках, выставках, смотрах-конкурсах: «Игрушки-самоделки», «Осенний букет», в конкурсе скворечников «Птичий дом».

Хотя мои воспитанники еще очень юные, но уже сейчас я заметила, что они стали более внимательными, задают много вопросов. Во время прогулок стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых, стали бережнее относиться к живым существам и растениям.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Чтобы таким маленьким детям легче было усвоить материал, я адаптирую всю информацию, дидактические и подвижные игры под их возраст.

Я глубоко убеждена, что если мы будем заботиться друг о друге, о животных, растениях, то и мир вокруг станет добрее. У меня возникает чувство гордости за своих воспитанников, их любознательность вдохновляет меня, и мне каждый раз хочется рассказать им что-то новое и интересное.

Я горжусь тем, что мне выпала такая возможность: поделиться своими знаниями, опытом, вложить в ребят частичку своей души, а главное - любовь и трепетное чувство к нашей родной природе.

Литература:

1. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленикова, А. А. Филипенко. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е. -232 с. : ил.

2. Парциальная программа по курсу "Экологическое воспитание" для детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). - СПб. : ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2016.- 48 с.

3. Мосягина Л. И., Дидактический материал к занятиям по экологии для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет). -СПб. : ООО Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2016. -24 с.

4. Марковская М. М., Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1989.-144 с. : ил.

5. Л. И. Грехова, В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М. : Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.- 286 с.

6. Рыжова Н. А., Экологическое образование в детском саду. - М. : Изд. Дом "Карапуз", 2001. - 432 с. Научный редактор - академик РАО Г. А. Ягодин

7. Лучич М. В., Прогулки с детьми в природу. Изд. 2-е, доп. М., "просвещение", 1969. - 144 с. : с ил.

8. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 96 с. — (Методический комплект парциальной программы.)

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры у младших дошкольников
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 17:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД