МААМ-картинки

Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логоритмики

Анастасия Галото
Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логоритмики

Галото Анастасия Лаврентьевна,

студентка 5 курса, Педагогический Институт

Бурятский Государственный Университет, г. Улан-Удэ

Научный руководитель: Бакшиханова С. С., к. псих. н., доцент

Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логопедической ритмики

Публикация «Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логоритмики» размещена в разделах

Аннотация. Работа посвящена важной теме изучения роли логопедической ритмики в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой степенью дизартрии.

Ключевые слова: стертая дизартрия, дошкольники, звукороизносительная сторона речи, речь, логопедическая ритмика.

Введение

Речь, как инструмент коммуникации и общения между людьми, является одной из самых главных функций психики. Она развивается по мере сформированности мозга человека. Речь, как и остальные психические функции человека, имеет множество патологий и отклонений от нормы.

Актуальность работы заключается в том, практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие существенные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Проблема усугубляется тем, что многие родители не считают необходимым исправление данных недостатков, рассчитывая на то, что трудности речевого развития ребенка пройдут со временем. Тем не менее, нарушения звукопроизношения отрицательно влияют не только на процесс речевого развития, но и резко снижает коммуникативные навыки дошкольников, эффективность обучения чтению и письму. В связи с этим возрастает значимость внимательного и своевременного изучения особенностей развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Особенное внимание требуют дети, имеющие патологии речи, в частности, стертую дизартрию. Присущие стертой дизартрии нарушения формирования звукопроизносительной стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта. Данные нарушения способствуют снижению качества важнейшей функции речи – коммуникативной, чтобы речь действительно стала средством общения людей.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что дети со стертой дизартрией не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающих вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Занятия с активным включением логоритмики по формированию звукопроизносительной стороны речи с дошкольниками, имеющими стертую дизартрию реализуются по следующим направлениям:

нормализация темпа и ритма речи;

развитие речевой моторики для правильного произношения звуков речи;

развитие слухового внимания дошкольников;

развитие фонематического слуха;

развитие физиологического дыхания, фонационного дыхания;

развитие интонационного оформления речи (Любалина, 2016).

Н. Ш. Макарова» [Макарова, 2011, c.55] рекомендует: «структура занятий строится от простого к сложному, с опорой на лексические темы. Используются все виды речевого материала: рекламации, песни, стихи; коммуникативные игры, упражнения на релаксацию и снятия напряжения; упражнения по развитию голоса, артикуляции, мышечного тонуса; активизирующие внимания, речевые упражнения без музыкального сопровождения, на развитие музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах.

Буденная А. Ф. (Буденная, 2010) считает, что логоритмическое занятие должно включать в себя следующие элементы:

логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

мело – и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;

упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Использование элементов логоритмики как указывает Рязанова М И (Рязанова, 2005) на занятиях с дошкольниками, имеющими стертую дизартрию, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению; освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности; развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков и формирование звукопроизношения.

Использование элементов логоритмики тесно связано с ознакомлением с музыкой, танцем, художественной литературой, так как в процессе проведения логоритмических упражнений большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас (Василенко, 2016). Таким образом, одновременно возможно корректировать звукопроизносительную сторону речи детей и совершенствовать их познавательное развитие.

Список использованных источников:

1. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика / Т. В. Буденная. СПб. : Детство-пресс, 2010. 176 с.

2. Василенко Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности дошкольного возраста / Н. В. Василенко // Современные образовательные технологии в мировом учебновоспитательном пространстве, 2016. № 3. С. 9197.

3. Любалина А. А. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения // Молодой ученый. 2016. №6. С. 794-796

4. Макарова Н. Ш. Логопедическая ритмика как здоровье созидающая технология для детей дошкольного и школьного возраста / Н. Ш. Макаров // ООО ВВМ 2011. №4. 206-214 с.

5. Рязанова С. Г. Игры с мячом в логопедической коррекции / С. Г. Рязанова /Логопед. 2005. №5. С. 9699

Публикации по теме:

Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников Развитие коммуникативных способностей детей является одной из актуальных.

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является.

Формирование лексико-грамматической стороны речи по теме «Весна» Консультация для родителей «Назовите весенние месяцы» Март, апрель, май «Ответь на вопросы» 1. Почему весной тает снег? 2. Почему весной.

Формирование семантической стороны речи Формирование семантической стороны речи Каретина Е. В. МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка», г. Тамбов, elisalenasem@yandex.ru Речевое.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки КОНСПЕКТ. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки». Выполнила : музыкальный.

Народный фольклор как средство формирования грамматической стороны речи младших дошкольников Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются.

Особенности просодической стороны речи у дошкольников с просодическими проявлениями Дизартрические проявления – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушение произносительной стороны речи у детей.

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников Грамматика русского языка — обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается.

Средства логоритмики в коррекционно-педагогической работе для развития моторных функций у детей со стертой формой дизартрии Использование средств логопедической ритмики в коррекционно-логопедической работе для развития моторных функций у дошкольников со стертой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логоритмики
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 07:38
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД