Юлия Гончаренко
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно коммуникативные технологий в образовательном процессе дошкольного образования
Наш век – век информации и технологии. Динамичное развитие человечества приводит ко все большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непростую задачу организации передачи этого массива, накопленного цивилизацией.
Актуальность проблемы использования мультимедийных технологий в образовательном процессе обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе дошкольного образования» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины. Глубже постигаются понятия числа и множества. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении. Тренируется внимание и память. Дети раньше овладевают чтением и письмом. Активно пополняется словарный запас. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки. Развивается сенсомоторика детей: уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность. Развивается воображение и творческие способности. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только “исполнять”, но и “создавать”.
На основании этих особенностей психологии человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения детьми информации достигается при сочетании слова, наглядных средств, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию.
Применение мультимедийных презентаций, как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления.
Требования к учебно-познавательной информации.
Для эффективного использования информации в учебном процессе необходимо, чтобы она отвечала определенным требованиям: была современной, объективной, адекватной, точной, непрерывной, структурированной, полной, и доступной для детского понимания. Передача информационных сообщений в учебном процессе – это не просто их транслирование, она включает в себя, как правило, интерпретацию педагогом содержания, кодированием сообщений с определенным порядком изложений.
Обучение – это также познавательный процесс. Он характеризуется такими критериями, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь и т. д.
Степень применения мультимедийных презентаций зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интереса детей, формы образовательной деятельности, склонностей и пристрастий самого педагога, программно - методического обеспечения.
Возможны условно выделяемые три уровня использования мультимедийных презентаций:
• На эпизодическом уровне мультимедийные презентации используются педагогом от случая к случаю.
• Систематический уровень позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда педагог обдуманно и последовательно включает мультимедийные презентации в процесс обучения детей.
• Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала с применением мультимедийных технологий на протяжении всего занятия или значительной его части.
Уже сегодня можно утверждать, что внедрение ИКТ способствует:
• Индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых.
• Изменению характера познавательной деятельности детей в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
• Усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
• Повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
• Изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.
Используя в работе ИКТ, учитываются следующие психологические особенности внимания:
• Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться у детей 15-20 минут, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых.
• Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения, такое организованное управление вниманием ребенка- дошкольника способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения – умения наблюдать.
• ИКТ помогают развивать у детей умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов. практически и традиционные и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей у ребенка и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.
Таким образом, ИКТ обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости, и ряда комплексов, мешающим ребенку раскрыться. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят фактический материал, отражающий мир природы, жизни, образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей в той или иной степени точные представления об оригинале.
В компьютерных презентациях реализуется идея включенного обучения, когда ребенок, выполняя предлагаемые ему действия, нередко игрового и занимательного характера, получает новую информацию, вырабатывает и закрепляет новые умения и навыки. При обучении с использованием мультимедийных презентаций можно широко использовать задачи на моделирование различных ситуаций. Мультимедийные презентации повышают активность работы детей. Современные ИТО вовлекают ребенка в действие, происходящее на экране, задания на экране носят интерактивный характер, заставляя ребенка быть собранным, внимательным, координировать свои реакции и действия. Развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения.
Компьютер в д/саду является элементом развивающей среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение ИКТ приобретает гуманитарный развивающий характер.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики д/сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных компьютерных средств развития личности ребенка.
Тогда каждый ребенок будет иметь возможность полноценно и своевременно развиваться, осваивать необходимые знания и умения.