Папки-передвижки

Информационно-технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ

Оксана Соха
Информационно-технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Информационно – технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ»

Соха Оксана Анатольевна

воспитатель

МАДОУ – Детский сад

компенсирующей направленности №11 "Улыбка"

Россия, Забайкальский край, г. Краснокаменск

Статья «Информационно – технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ»

Публикация «Информационно-технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ» размещена в разделах

Сегодня дети с ограниченными возможностями должны получить образование, и это является одним из важнейших и незаменимых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества и эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Основное внимание в модернизации образования уделяется внедрению компьютерных технологий (ИКТ). Они обеспечивают предпосылки для формирования нового типа образования, направленного на развитие личности.

Сейчас в системе образования дошкольников происходят значительные изменения, связанные с введением федеральных образовательных стандартов. Практика дошкольных образовательных учреждений показывает, что необходимо расширить использование ИКТ в организацию образовательного процесса.

Но в настоящее время использование компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов в современном образовании носит преимущественно эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования еще не создана. Однако уже сейчас внедрение новых информационно-компьютерных технологий для детей с ОВЗ не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей обучения, совершенствовании форм и методов организации образовательного процесса.

Давайте обратимся к нормативному документу. Согласно Сан Пина пункта 12.21. «Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут».

И, все-таки, при ограниченности во времени, достоинства при использовании ИКТ - неоспоримы, и их можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Скорость, быстрота, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции являются техническими преимуществами. Создавая эффект присутствия ("Я это видел!", у детей с ОВЗ возникает чувство подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше – это дидактические достоинства. По словам ученых, один человек помнит 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Одна английская поговорка гласит: "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил".

Важнейшим направлением в нашей работе является речевое развитие. Этот путь выбран не случайно, так как у многих детей с ОВЗ недостаточно развита речь. И именно поэтому, цель нашей работы - научить детей говорить чисто, связно и грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем различные формы, методы и средства обучения в работе и применяем современные образовательные технологии, включая новые образовательные информационные ресурсы.

Использование обучающих компьютерных игр, обучающих видео и демонстрационных презентаций в качестве учебного средства развивают, закрепляют, тренируют, активизируют у дошкольников с ОВЗ в первую очередь речевое общение, активный и пассивный словарь, воображение, абстрактное мышление, повышают интерес к учебным материалам и предмету обучения в целом, но это должно происходить, постоянно, в системе.

Это значит, что информационные компьютерные технологии в речевом развитии детей с ОВЗ облегчают процесс восприятия и запоминания любой информации с помощью ярких образов.

Когда в своей работе мы используем ИКТ, то вся образовательная деятельность с детьми с ОВЗ проходит:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

способствует повышению качества обучения.

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического, наглядного материала.

Давайте рассмотрим одну из особенностей компьютерных технологий - универсальность компьютерной техники как средства обучения и развития речи с широкими демонстрационными возможностями - на примере изложения историй или сочинение рассказов по нескольким или одной картине, которые мы используем в своей работе.

Эти задачи мы выполняем несколькими способами:

1. На экране отображается 3-4 изображения, представляющие связанную историю (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картина будет выступать в качестве следующей главы.

2. Детям предлагается только одна картина. Педагог задает вопрос «Что было раньше?" или "Что может быть после?" После высказывания предлагается правдивая история, и все изображения отображаются на экране.

3. Воспитатель выводит на экран изображения, расположенные подряд не в одном сюжете, а в запутанном порядке. Эти изображения дети должны расставить по порядку, а затем рассказать связную историю. Это самый сложный вариант работы, предполагающий, что у ребенка в какой-то степени развилось логическое мышление.

В своей работе по развитию речи детей с ОВЗ с применением ИКТ мы также используем следующие варианты:

1. Просмотр отрывков из мультфильмов /Тема «Былинные герои»/

2. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»

3. Составление предложений из слов по изображению, по схеме, опорным словам.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

5. Для развития фонематического слуха выделение картинок на определенный звук.

6. Рассказы по цепочке.

7. Мультимедиа презентации при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное представление сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность в прослушании.

Развивая и совершенствуя речевое общение детей с ограниченными возможностями здоровья, мы стараемся использовать информационно – технические технологии постоянно, систематически. У детей с ОВЗ, при этом, повышается эффективность работы по развитию речи, оптимизируется образовательный процесс, происходит индивидуализация обучения детей с недостаточным развитием речи. А также повышается успеваемость детей и мотивация, значительно сокращается время изучения материала, открываются новые образовательные возможности не только для ребенка, но и для самого педагога.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным по сравнению с традиционными методами, поскольку задачи в нем представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка с ОВЗ к занятиям и это положительно сказывается на результатах всей работы. Но какими бы позитивными ни были информационно-коммуникационные технологии, они не могут и не должны заменять живое общение педагога с ребенком.

Список используемой литературы:

1. Атемскина Ю. В., Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ: ООО Изд. Детство-Пресс, 2012.

2. Габдулина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.

3. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.

4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ: ООО Изд. Детство-Пресс,2013.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Консультация «Дидактическая игра в развитии речи детей» «Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 12:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-технические технологии в развитии речи детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Соха (УИ 135587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД