Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет

ирина евсеева
Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет

Умение ориентироваться во времени является неотъемлемой частью развития детского сознания. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте.

У детей с ЗПР все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Исследователи отмечали (С. Г. Шевченко, Н. Л. Белопольская, Н. Ю. Борякова и др., что дети с ЗПР 6 – 7 лет слабо ориентируются в вопросах времени и либо совсем не владеют такими понятиями как времена года, месяцы, либо путают их последовательность и признаки. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении. При формировании временных представлений у дошкольников с ЗПР я использую методы и приемы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников с ЗПР, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Для формирования представлений о временах года я использую коллажи и мнемотаблицы. С их помощью у детей формируются знания о сезонных изменениях в живой природе, о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в жизни и труде людей в разные сезоны.

В ходе бесед с детьми о временах года используются коллажи.

Коллаж – плотный картон или ковролинограф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа.

Задачи для коллажей:

• Закрепление различных методов запоминания.

• Развитие фотографической памяти.

• Расширение словарного запаса,образного восприятия: умение говорить, рассказывать.

Обучающая задача: в данном случае формирование представлений о временах года, их признаках.

Работа с коллажом строится по следующему алгоритму:

• В течение короткого времени педагог дает краткую информацию по содержанию данного коллажа.

• Далее идет обсуждение; педагог задает детям дополнительные вопросы и задания.

• Далее на следующем занятии детям предлагается вспомнить, о чем рассказывает данный коллаж, т. е. идет повторение, закрепление материала.

Следующее пособие: мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).

• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

• Развитие логики.

• Развитие образного мышления.

• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

• Решение дидактических общеобразовательных задач.

• Содержание информации по всем направлениям учебной программы.

• Развитие смекалки.

• Тренировка внимания.

• Навык правильно воспроизвести графически.

В работе с детьми я использую мнемотаблицы Н. Гурьевой, Т. Большевой, О. Воронкевич. Показываю мнемотаблицу, называем все, что нарисовано, вместе с детьми находим логические связки между изображениями. Затем дети в течение 30 секунд запоминают, что изображено на мнемотаблице. По истечении этого времени мнемотаблица убирается, а дети воспроизводят ее графически, а затем составляют рассказы по своим таблицам.

Мнемотаблицы (по другому их называют пиктограммы) так же используются при заучивании стихов о временах года. Их использование способствует расширению и закреплению знаний у детей о признаках времен года, развивает слуховую память, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.Работа в данном случае строится следующим образом: чтение стихотворения детям наизусть, затем в каждой строчке выделяется ключевое слово и представляется в виде рисунка или символа, затем еще раз читается стихотворение детям, используя мнемотаблицу, а далее идет прочтение каждой строчки с опорой на схему и повторение ребенком. Завершающий этап – ребенок воспроизводит стихотворение самостоятельно.

Кроме мнемотаблиц используются наглядные модели – условные схематичные изображения явлений природы, признаков сезона. Знания о текущем времени года лучше давать в сравнении с только что прошедшим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Для этого используется схема для сравнения времен года.

При ознакомлении с временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью и дать представления о том, что двенадцать месяцев составляют год. О том, что каждый сезон состоит из трех месяцев. Для этого я использую календарь, который представляет собой рисунок, на котором изображен «круглый» год, разделенный на 12 секторов-месяцев, объединенных в 4 сектора – времена года, по 3 месяца в каждом. Времена года выполнены каждый в разной цветовой гамме, а месяцы внутри них различаются цветовыми оттенками. Каждый месяц помечен рисунком, отображающим его типичный «образ-ассоциацию» (например, сентябрь - гриб, декабрь – дед мороз, март – ручей и кораблик) и первой буквой его названия.

Использование мнемотехники на занятиях с детьми с ЗПР является эффективным, так как сокращает время обучения, предотвращает переутомление, помогает поддерживать познавательный интерес. У детей развиваются зрительно-пространственные представления, память, внимание, образное и логическое мышление, воображение, связная речь и формируются временные представления.

Литература:

Сафронова Е. Д. «Интеллектуальное развитие дошкольников». СПб, 1997.

Белопольская Н. Л. Времена года. Методическое пособие по обучению детей ориентировке в календарном времени. М, 1998.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!». Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. С-П, 2011.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Математика вокруг нас» Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Математика.

Чудо-дерево из картона «Времена года» для формирования знаний у дошкольников о временах годаЧудо-дерево из картона «Времена года» для формирования знаний у дошкольников о временах года Цель: формировать представления у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года. Задачи: – Формировать представления об особенностях.

Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизниИспользование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни Возможности использования дидактических игр в формировании представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни ОО ФГОС ДО «Познавательное.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова у детей-логопатов Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова. Зинчук Татьяна Николаевна Учитель – логопед,.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива».

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет
Опубликовано: 6 октября 2019 в 22:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки