Моисеева Елена
Формирование у дошкольников функциональной (читательской) грамотности в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель Елена Алексеевна Моисеева
Читательская грамотность : (в дошкольном образовании- речевая активность) способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На своих занятиях я провожу параллель между музыкой и стихами, объясняю, что без сказок, не могли бы появиться ни опера, ни балет, так как, в основе сюжета лежит литературное произведение. Если бы не было стихов, то песни, а также, некоторые формы фольклора; попевки, потешки, к сожалению бы тоже не появились, поэтому целенаправленно, веду работу над развитием читательской грамотности «Читательская грамотность – возможность размышлять о прочитанном (услышанном) и использовать прочитанное инструментально для достижения личных и общественных целей, в первую очередь, для дальнейшего обучения.»
Публикация «Формирование у дошкольников функциональной (читательской) грамотности в музыкальной деятельности» размещена в разделах
В музыкальной деятельности работу по разучиванию песен я начинаю с прослушивания, а затем работаю над пониманием текста. Работу эту провожу уже с ясельной группы. Например: разучиваем песню.
- поет воробышек чик, чирик.
Обязательно показываю либо картинку, либо птичку с открытым клювиком…
-Кто это? Дети отвечают-птичка. Я добавляю -птичка-воробышек.
-Что птичка делает? Открыла ротик. Птичка поет.
- А как чирикает птичка? Чик-чирик.
Это самый примитивный пример работы с текстом песенки.
Очень часто бывает так, что, когда мы разучиваем песню, встречаются слова (нам взрослым они кажутся понятные, наш словарный запас не сравним с детским) которые детям не понятны, и дети, проговаривая, это непонятное слово, воображают иногда такое… что совершенно далеко от значения этого слова.
Например: при разучивании песни «Зореньки краше и солнца милей» спросив у детей, что такое «зорька», мне дети ответили, знаете что?
– это, когда ссорятся…
Встретилось в тексте песни слово «угрюмый»
-дети ответили, что это как уголь…угольный…
Слово «горница» -дети объяснили, что это- большая гора.
В разучивании песен, попевок мы музыкальные руководители, порой забываем, что словарный запас ребенка еще очень мал, и иногда самое простое для нас слово, для дошкольников непонятно.
В разъяснении слов песен, в наглядном показе (иллюстрации, ИКТ) мы с вами расширяем знания детей, даем возможность использовать эти знания в социальной жизни и в дальнейшем обучении дошкольников, в будущем -школьников.