Папки-передвижки

Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников

Ионова Любовь
Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников

Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников».

Ионова Любовь Павловна воспитатель группы для детей с ЗПР.

МБДОУ - Детский сад № 548

г. Екатеринбург

Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Публикация «Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Джон Дьюи

Приоритетным направлением в работе нашего детского сада является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

Интенсивное изменение окружающей жизни диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения : экспериментам, проектам, опытам.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Считаю, что метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения, и содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Поэтому, работая по теме творческого поиска «Организация проектной деятельности в условиях детского сада» я решила реализовать с детьми проектную деятельность, которая ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Определившись с темой, поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. А проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой дети развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Моя задача в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

Метод проектов я использую в работе с детьми с задержкой психического развития старшего возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

В своей практике я использую следующие виды проектов :

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театр для малышей»).

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, я стараюсь ненавязчиво направлять работу детей.

Для реализации проекта определяю этапы его реализации, продумываю содержание деятельности и осуществляю подбор практического материала :

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 4–5 лет.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

На мой взгляд, метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка с ОВЗ, подготовке его к дальнейшему этапу обучения и вхождения в социум.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 16:49
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД