Казакова Маргарита
Опыт работы «Мой подход к работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой подход к работе с детьми
«Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков»
В. А. Сухомлинский
Высшей ценностью нашего общества является человек. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Ни для кого не секрет, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Поэтому в своей работе я стараюсь максимально реализовать принцип индивидуального подхода к детям.
Публикация «Опыт работы „Мой подход к работе с детьми“» размещена в разделах
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Все дети разные, и даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребёнок, придя первый раз в детский сад, с удовольствием рассматривает окружающую обстановку, другой – с интересом прислушивается к звукам, третий – торопится взять в руки мягкую игрушку. Для разных детей характерны свои особенности восприятия окружающего мира: для одного – визуал – главной является зрительная информация. Для второго – аудиал – важно то, что он слышит. Для третьего – кинестетик – то, что он чувствует. Эти особенности влияют не только на поведение каждого ребёнка, но и на его способность воспринимать учебный материал.
При работе с детьми, для меня важно определить к какому типу восприятия относится ребенок, и, исходя из этого, строить всю систему коррекционно-педагогического взаимодействия с ним.
При работе с детьми-визуалами, я стараюсь использовать больше слов, описывающих цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания преподносимого материала; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия. Особенно хорошо с такими малышами работают приемы мнемотехники, когда при заучивании стихотворений я даю им рассмотреть картинки, облегчающие запоминание текста. Сюда можно так же отнести различного рода алгоритмы, выполненные в виде наглядных пособий, карточек помогающие детям при изучении новых лексических тем, а так же в повседневной жизни (последовательность надевания вещей на прогулку). Применение ИКТ так же благотворно влияет на данную категорию детей, ведь они с удовольствием посмотрят небольшой познавательный фильм, под руководством воспитателя поиграют в обучающую игру на компьютере, с интересом будут рассматривать картинки-слайды на интерактивной доске. Кстати говоря, если вдруг ребенок расшалится, то замечания воспримутся им лучше, если покачать головой, погрозить пальцем. Важно помнить, что для этой категории детей главное образ, именно поэтому они, наверное, чуть больше других малышей любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Это в свою очередь дает широкий простор для развития их мелкой моторики, а значит и речи.
Дети-аудиалы обожают слушать, очень внимательны и способны улавливать и запоминать различные звуки. Такому ребенку необходимо больше и чаще читать сказки, слушать детские песенки, занимать его всевозможными спектаклями. Очень эффективен для их развития и коррекции речи такой метод, как сказкотерапия - она стимулирует творческую активность ребенка, повышает мотивацию речевого общения. Возможности методов театральной педагогики уникальны в работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка.
Очень привлекают таких детей рифмы, в особенности чистоговорки. В свободное время мы часто проговариваем с малышами-аудиалами небольшие стишки и рифмовки, которые не только их очень веселят, но и создают позитивный настрой. С помощью чистоговорок можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Так же в своей работе с малышами-аудиалами я использую элементы музыкотерапии. Она не только помогает научить их озвучивать стихотворения посредством музыкальных инструментов, учит аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.
Третья категория детей нуждающихся в индивидуальном подходе – кинестетики. Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Ребенок-кинестетик любит все трогать, ощупывать. Ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому для его развития подходит такая методика как пескотерапия. Она способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогает вовлечь ребенка в активное общение.
Еще одно направление, где дети-кинестетики хорошо проявляют себя это телесноориентированные техники - биоэнергопластика и кинезиология. Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика) активизирует интеллектуальную и речевую деятельность, развивает координацию артикуляционных движений и мелкую моторику, повышает мотивацию к занятиям, стимулирует познавательную активность. Использование на занятиях кинезиологических упражнений активизирует интеллектуальную и речевую деятельность, развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания.
Несмотря на то, что все разговаривают на одном языке, у каждой из этих подгрупп существует определенный «диалект», поэтому неосознанно с одними людьми нам легче общаться, с другими — сложнее. Современные технологии позволяют организовать работу в группах на занятиях и вне их. В соответствии с учетом особенностей, каждой группе детей я стараюсь давать свое задание или преподнести его в наиболее доступной для них форме.
Таким образом, я могу не только индивидуально работать с каждым ребенком, но и развивать у него умение воспринимать информацию, представленную в разных формах.