Получи документы

Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые образовательные нужды

Нина Митрофанова
Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые образовательные нужды

Существует много определений здоровья человека.

В уставе ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) говорится, что здоровье – это не только полное отсутствие физических дефектов, но полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье, по мнению большинства ученых, рассматривается как уравновешенность функциональных систем растущего организма с внешней средой, которая у детей с нарушением зрения отсутствует. Кроме того это ограничение здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.

Публикация «Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые образовательные нужды» размещена в разделах

Психофизическое развитие это понятие, содержащее в себе 2 важные, равноценные составляющие - психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

Физическое развитие – это изменение морофологических параметров (роста, веса, пропорций развития разных частей тела, а также степень развития функциональных способностей организма (мышечная сила, емкость легких, развитие нервной системы и эндокринного аппарата).

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях

Психофизическое развитие включает в себя ряд возрастных этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей : младенческий - от рождения до 1 года, преддошкольный - от 1 до 3 лет, дошкольный - от 3 до 7 лет, младший школьный - от 7 до I2 лет, подростковый - от 12 лет.

Особенности психофизического развития ребенка дошкольного возраста в норме.

В дошкольном возрасте особенно интенсивно идет развитие психических функции и свойств личности. В этот период совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся более координированными, ловкими, уверенными, что расширяет круг практической деятельности ребенка. Ребенок этого возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому или в детском саду, в состоянии справиться с такими видами деятельности, как лепка, рисование, наклеивание, вырезывание. Однако тонкие, наиболее дифференцированные движения пальцев рук развиты еще недостаточно. Так же в физическом развитии в этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, ребенок переходит на режим питания взрослого. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать.

Исключительно бурно у дошкольника идет речевое развитие. К трехлетнему возрасту нормально развивающиеся дети обычно овладевают всей системой звуков родного языка и основными формами его грамматического строя. Значительно обогащается словарный запас, который к шести годам составляет свыше 3500 слов. В связи с расширением форм общения ребенка с окружающими у него появляется связная речь. В этом же возрасте начинает формироваться регулирующая функция речи. Такого уровня речевого и психического развития ребенок достигает в процессе речевого общения, активной деятельности, взаимодействия с внешней средой.

Восприятие дошкольника приобретает черты самостоятельного целенаправленного процесса. Усиленно развивается непроизвольное запоминание, и постепенно начинают складываться первые элементы произвольного активного запоминания.

Особенности психофизического развития ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий

многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.

Акцент развития такого ребенка переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве и коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности.

В это время на психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.

Отмечаются затруднения в формировании ходьбы, они передвигаются, приставляя одну ногу к другой, ходят мелкими шагами, может наблюдаться неуверенность при принятии вертикальной позы. Двигательные затруднения и слабость ориентировочной деятельности ребенка влияют и на его эмоциональную сферу, вызывая боязнь передвижения в пространстве, что в свою очередь тормозит развитие ориентировки и движения.

Основной целью своей работы с детьми с нарушением зрения я вижу снятие эмоционального напряжения, обеспечение положительного психоэмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка в группе, развитие адаптивных социальных качеств необходимых для поступления в школу, Кроме того важно не допустить формирования вторичных нарушений здоровья.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией, а чаще объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специфика нашего учреждения требует коррекционной направленности всего общеобразовательного процесса, а также наличия специальных коррекционных занятий.

С детьми проводится диагностическая, групповая, подгрупповая коррекционно-развивающая работа с учетом диагноза и рекомендаций врача – офтальмолога. Кроме того, с каждым ребё нком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов: медсестры – ортоптистки, тифлопедагогов, психологов, логопеда, инструктора ФК, музыкального руководителя.

Используются физкультминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика. Обязательна гимнастика для глаз. Снятие психомышечного напряжения, в том числе с использованием релаксации, массажа и самомассажа. Для предупреждения утомления используется смена деятельности на занятии.

Психоэмоциональные и физические нагрузки регулируются в соответствии с возможностями детей.

В интегрированные занятия включаются элементы психогимнастики, помогающей осмыслить различные эмоции, научиться управлять ими, овладеть способами выражения эмоций, а также снять психическое напряжение.

Широко используется и дает здоровьесберегающий и развивающий эффект сказкотерапия, вовлечение детей в театральную деятельность. Оправдано применение таких методов работы, как цветотерапия, ароматерапия, музыкотерапия.

В учреждении рационально построен режим дня. Небольшое количество детей в группах позволяет уделить внимание каждому ребенку. Учитывается распределение нагрузки на ребёнка в течение дня и недели, сочетание разных видов деятельности, соотношение непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. Проводится контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

Специально организована комфортная среда (опознавательные знаки на двери). Продумано цветовое и световое оформление пространства. Используются офтальмотренажеры, зрительные дорожки на стенах.

Хотелось бы предложить организацию в группах «Уголка настроения», который поможет отследить и стабилизировать эмоциональное состояние детей.

В заключение добавлю, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у наших детей отношения к здоровью как к жизненной ценности.

Публикации по теме:

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Фотоотчёт о творчестве детей «Со спортом дружить — здоровыми быть!» ко Дню укрепления здоровьяФотоотчёт о творчестве детей «Со спортом дружить — здоровыми быть!» ко Дню укрепления здоровья Спорт очень важен для жизни человека. Систематические занятия физической культурой, разнообразными спортивными играми, различными видами.

Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей»Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей» Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: - Формировать стремление к здоровому.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребностиСотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые образовательные нужды
Опубликовано: 18 января 2022 в 06:48
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД