МААМ-картинки

Обогащение словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Мария Зайцева
Обогащение словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Аннотация: в статье представлена актуальность проблемы обогащения словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Авторы описывают работу, проводимую в дошкольном образовательном учреждении, по обогащению словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича.

Ключевые слова : словарь, словарный запас, нарушения речи, дошкольный возраст, развивающие игры, В. В. Воскобович.

Публикация «Обогащение словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах

В настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Одним из проявлений речевого недоразвития является ограниченности словарного запаса.

Актуальность проблемы обогащения словаря детей дошкольного возраста отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие», где указывает о необходимости обогащение активного словаря у детей [2].

Для того чтобы процесс обогащения словаря дошкольников был эффективным необходимо найти наиболее эффективные педагогические технологии. К одной из таких относится игровая технология В. В. Воскобовича, которую педагоги активно используют в образовательной деятельности в ДОУ как в работе с дошкольниками с нормативным развитием, так и с детьми, имеющимися какие-либо нарушения, в том числе речевые [3].

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет поддерживать интерес детей дошкольного возраста, повышает мотивацию к занятиям. Эти игры понятные всем дошкольникам, в них представлены интересные персонажи – Гномики, паук Юк, Долька, Магнолик, Крутик По, Мишик, пчелка Жужжа, гусеница Фифа и др., которые привлекают внимание детей, что помогает педагогу в непринужденной обстановке решать нужные задачи, в части по обогащению словаря детей с нарушениями речи [1].

Приведем примеры игр, которые мы применяем на практике в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, для обогащения словаря, используя развивающие игры В. В. Воскобовича.

Мы активно включаем в работу с детьми с нарушениями речи предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес». Например, для формирования умения у детей подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет, включаем таких игровых персонажей как гномики – Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, которые предлагают детям поиграть в игру «Лови да бросай – цвета называй».

Один из гномов говорит: «Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом». Далее другой гномик бросает мяч ребенку, называет прилагательное, которое обозначает цвет, например, бросил мяч Зеле, говорит – зеленый, а дошкольники должен назвать существительное, которое подходит к этому прилагательному, например, огурец и т. д. И так бросает каждый гномик и дети называют существительные.

Для формирования сравнительной степени прилагательных можно предложить дошкольникам поработать с коврографом Ларчик. Вводится новый персонаж, например, гусеница Фифа, которая предлагает поиграть в «Разноцветные веревочки» :

- Разделите веревочки на части, мерой длины считаются клетки коврографа, первая веревочка 1 и 9 клеток, вторая 2 и 8 клеток и т. д. Скажите, какая веревочки длиннее всех, какая короче (главное, чтобы дети говорили полным предложением;

- Длинные и короткие – разложи карандаши по коробочкам.

Далее можно сказать, что пришел Лопушок. На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб выше всех? Ниже всех?

У Мишика случилась беда, после зимней спячки он забыл некоторые слова и просит помощи «Подобрать словечко». Это задание направлена на расширение у детей словарного запаса, развитие умение согласовывать прилагательное с существительным. Мишик называет прилагательное, а дети подбирают к нему существительное (рис. 1).

Рис. 1. Задание от Мишика «Подобрать словечко»

На коврографе Ларчик располагаются картинки с изображением животных и их жилищ. Воспитатель рассказывает о том, что Филимон Коттерфильд делал свои фокусы и случайно все перепутал, а назад восстановить ничего не может. Поэтому просит помощи у ребят помочь ему найти жилица для животных, соединить их цветными веревочками между собой, а затем назвать жилище каждого животного (рис. 2).

Рис. 2. Задание от Филимона Коттерфильда «Чье это жилище?»

Незримка Всюсь предлагает игру «Говори наоборот». Которая направлена на закрепление в словаре детей противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Он называет слово, а ребенок называет противоположное по значению слово (рис. 3)

Рис. 3. «Говори наоборот»

Таким образом, развивающие игры В. В. Воскобовича являются не только увлекательным педагогическим средством, повышающим интерес и мотивацию детей к занятиям, но и способствующим обогащению словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Список литературы

1. Налимова В. В. Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников / В. В. Налимова, И. Н. Дымченко // Педагогика: традиции и инновации: материалы XII Междунар. науч. конф. – Казан: Молодой ученый, 2021. – С. 13-15

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки России от 17октября 2013 года № 1155 // Российская газета. – 2013. – № 265.

3. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет Сказочные лабиринты игры. – СПб. : ООО «РИВ», 2007.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 20:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД