Приложение МААМ

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски

Светлана Чемезова
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски. Дана характеристика познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, а также работа посредством интерактивной доски в условиях ДОО.

Ключевые слова: познавательный интерес, информационные технологии, игра.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски» размещена в разделах

Познавательный интерес в дошкольном возрасте обусловлен новизной, сюрпризностью, проблемностью, изучаемого материала, что позволяет поддерживать у дошкольников высокую познавательную активность, основанную на детской любознательности.

Суть познавательного интереса, по мне Г. И. Щукиной, состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, сохранять относительно устойчивое стремление к глубокому их изучению. Познание нового, как правило, сопровождается эмоциональным подъемом, активизацией познавательных процессов [5, с. 54].

А познавательный интерес, по мнению Л. С. Выготского, это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремление; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [2, с. 182].

А современные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры, что позволяет обеспечить все вышеозвученные, но при создании определенных психолого-педагогических условий.

На данный момент, информационные технологии находят свое применение во всех образовательных областях, помогая педагогу и детям лучшему усвоению программного материала.

Как отмечают И. В. Ларина, М. Ю. Садыкова, И. В. Чувелева грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет педагогам дошкольникам, во-первых повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и интерактивных методов организация образовательной деятельности. Во-вторых, представлять информацию в различной привлекательной для детей форме (аудио, видео, анимация и т. д., что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала [4, с. 115].

Возможности использования информационно-коммуникативные технологии в процессе развития познавательного интереса у старших дошкольников огромные. Даже самые несложные презентации, созданные в программе Microsoft Office Power Point, заменяют множество дидактических пособий и картинок. И так как, ведущий вид деятельности дошкольников это игра, можно через игру развивать познавательный интерес используя информационно – коммуникативные технологии. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию педагога. И чтобы развивать у детей познавательных интересов во всех образовательных областях через игру, можно использовать интерактивную доску.

Интерактивная доска – это большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображения показывает на поверхность интерактивной доски. И с помощью сенсора доски, можно вносить изменения и пометки, сохранить и в дальнейшем отредактировать.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ и соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста : предъявление информации на экране игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Так, перемещение объектов позволяет составить логические цепочки из иллюстраций., фото и видео материалов, а наличие целого ряда встроенных инструментов, позволяет организовать обучение в принципиально новой форме на взаимодействии детей с познавательным материалом, информационной средой и специально созданным виртуальным окружением.

Согласно классификации интерактивные доски делятся на :

- по расположению проектора; с фронтальной (прямой) и обратной проекцией;

- по расположению интерактивной доски : стационарные и мобильные;

- по используемым в интерактивных досках технологиям : сенсорная, электромагнитная, лазерная, ультразвуковая/ инфракрасная.

Примененяя интерактивную доску в практике, можно сделать вывод, что по сравнению с традиционными формами обучение дошкольников, интерактивная доска имеет рядом преимществ:

- Подача информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

- Расширение объема получаемой информации, увеличения восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образное мышление).

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимания ребенка. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей [1, с. 23].

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально – аудиальные и условно – рефлекторные связи ЦНС.

При организации и поведение совместной деятельности использование интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существует несколько методических и технологических особенностей:

1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создание игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжения (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку) [3, с. 67].

Также интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действует на доске дети по очереди, и общими условиями добиваются нужного результата. Организуя работу с использование интерактивной доски, отмечаются стойкий познавательный интерес у воспитанников на непосредственной-образовательной деятельности. В процессе работы с интерактивной доской отмечается снижение утомляемости и перенасыщенности детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличаются наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Таким образом, использование интерактивной доски может входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей. При условии систематического, целенаправленного использование его у учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения они могут быть важным факторам обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, а также его творческих способностей.

Ссылки на источники:

1. Вербенец, А. М. Особенности опыта взаимодействия с компьютером у современных старших дошкольников / А. М. Вербенец. – 2010. – 98 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005 – 1136 с.

3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 110 с.

4. Ларина И. В. Применение интерактивной доски в работе с дошкольниками как один из видов использования информационно-коммуникативных технологии в образовательном процессе в ДОО / И. В. Ларин, М. Ю. Садыкова, И. В. Чувелева // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы IV Междун. Науч-практ. Конф. (Чебоксары, 2 апр. 2018 г.) / редкол. : О. Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС “Интерактив плюс”, 2018. – с. 215-217

5. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1971 – 352 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски «В гости к коту Семёну» Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски Elite Panaboard «В гости к коту Сёмену» Цель:.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 08:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чемезова (УИ 679714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД