Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и танцевальной деятельности

Олеся Кузьминова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и танцевальной деятельности

Кузьминова. О. Ю музыкальный руководитель,

МБДОУ Чернухинский детский сад №16 село Чернуха РФ.

Email : olesya.kuzminova2015@yandex.ru

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально – ритмической и танцевальной деятельности»

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и танцевальной деятельности» размещена в разделах

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку» А. И. Буренина.

Аннотация:

Статья посвящена развитию и формированию у детей музыкально-ритмических, танцевальных навыков.

В наше время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Проблемой детского танцевального творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, Б. Джеферсон и другие.

Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей воспитанников? Одни исследователи (В. Глоцер, Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс танцевального творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности» [10, стр. 23]. Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, и дети в помощи взрослых совсем не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий с их стороны и тем самым сохранить оригинальность их творчества.

Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным, влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

Н. А. Ветлугина совместно с А. И. Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского танцевального музыкального творчества [8, стр. 47] :

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых движений, танцевальных композиций в жизни.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О. П. Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок

- эмоционально отзывался на музыку,

- верил в необычную ситуацию,

- мог выполнить движения с воображаемыми предметами,

- свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.

Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений;

они скованны, неактивны, малоэмоциональны. Творчество отсутствует.

Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.

Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод:

что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений.

Таким образом проект станет успешным, если будут выполнены следующие условия:

-Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

- Обновление развивающей среды по данному направлению.

- Введение дополнительных занятий для развития творческих способностей в танцевальной деятельности с одаренными детьми.

- Привлечение педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Главная идея методики - научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце

1. Список используемой литературы:

2. Акишкина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики - Токио, 1986.

3. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей :

4. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образование. – Л. – М., 1986.

5. Баренбойм Л. А. «Путь к музыцированию». – Л. – М., 1993.

6. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение :

7. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

8. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика

музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

9 «Воспитание двигательной культуры» Л. Н. Волошина. –М., 2005.

10 Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1987.

11 «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» М. Б. Зацепина. -М. ,2010.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и танцевальной деятельности
Опубликовано: 16 ноября 2021 в 13:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД