Олеся Кузьминова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и танцевальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Кузьминова. О. Ю музыкальный руководитель,
МБДОУ Чернухинский детский сад №16 село Чернуха РФ.
Email : olesya.kuzminova2015@yandex.ru
Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально – ритмической и танцевальной деятельности»
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и танцевальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку» А. И. Буренина.
Аннотация:
Статья посвящена развитию и формированию у детей музыкально-ритмических, танцевальных навыков.
В наше время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Проблемой детского танцевального творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, Б. Джеферсон и другие.
Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей воспитанников? Одни исследователи (В. Глоцер, Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс танцевального творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности» [10, стр. 23]. Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, и дети в помощи взрослых совсем не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий с их стороны и тем самым сохранить оригинальность их творчества.
Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным, влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
Н. А. Ветлугина совместно с А. И. Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского танцевального музыкального творчества [8, стр. 47] :
1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых движений, танцевальных композиций в жизни.
Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О. П. Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок
- эмоционально отзывался на музыку,
- верил в необычную ситуацию,
- мог выполнить движения с воображаемыми предметами,
- свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.
Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений;
они скованны, неактивны, малоэмоциональны. Творчество отсутствует.
Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.
Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод:
что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений.
Таким образом проект станет успешным, если будут выполнены следующие условия:
-Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
- Обновление развивающей среды по данному направлению.
- Введение дополнительных занятий для развития творческих способностей в танцевальной деятельности с одаренными детьми.
- Привлечение педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.
Главная идея методики - научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце
1. Список используемой литературы:
2. Акишкина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики - Токио, 1986.
3. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей :
4. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образование. – Л. – М., 1986.
5. Баренбойм Л. А. «Путь к музыцированию». – Л. – М., 1993.
6. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение :
7. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
8. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика
музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
9 «Воспитание двигательной культуры» Л. Н. Волошина. –М., 2005.
10 Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1987.
11 «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» М. Б. Зацепина. -М. ,2010.