Папки-передвижки

Формирование и развитие экологической культуры детей в период дошкольного детства

Асия Гареева
Формирование и развитие экологической культуры детей в период дошкольного детства

Экологическое воспитание дошкольников – это важно!

Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Публикация «Формирование и развитие экологической культуры детей в период дошкольного детства» размещена в разделах

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Следует остановиться на задачах экологического воспитания, т. е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются :

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).

Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Именно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьФормирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Сценарий театрализованного представления «Экологическая сказка о мусоре "Как звери Лису учили» по мотивам русской народной сказки «Заюшкина.

Из опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»Из опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,.

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры В последнее время резко возрос интерес к экологии.

Методическая разработка «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста 6–7 лет» Комплексно-тематическое планирование по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет подготовительной группы парциальная программа.

Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством.

Перспективное планирование в средней группе по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Перспективное планирование в средней группе на 2018 - 2019 учебный год. Тема «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель:.

Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС» В рамках круглого стола, в форме открытого диалога мы все вместе обсудим следующие вопросы: 1. Актуальность. Проблемы познавательного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие экологической культуры детей в период дошкольного детства
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 21:37
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД