МААМ-картинки

Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития

Жданкина Юлия
Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития

Коммуникативная сфера личности представляет собой общение и взаимодействия человека с другими людьми. Общение является ведущим условием становления личности в социуме, так как именно в процессе общения происходит усвоение норм нравственности человека, общественного опыта и развитие контактов между людьми. Ребенок, едва появившийся на свет, уже вступает в контакт с окружающими его людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства ребенок получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о самом себе и собственных возможностях. Ведь межличностные отношения дают основную пищу чувствам, помогают развить механизмы саморегуляции и раскрыться человеку как личность.

Публикация «Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Замедление темпов эмоционально-личностного развития, несформированность возрастных форм общения, неразвитость его структурных компонентов объясняют трудность в общении с окружающими людьми у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема преодоления отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей очень актуальна в наше время. В младшем школьном возрасте дети с ЗПР внушаемы, легко поддаются общему настроению, нередко попадают под дурное влияние старших школьников, нарушающих дисциплину. Решению этой проблемы способствуют особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и эстетических ценностей. Поэтому большое значение имеет умение родителей и педагогов организовать правильные отношения между детьми в период дошкольного детства. Задержкой психического развития является нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, — это понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. ХХ в, Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г. Е. Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т. А. Власовой и М. С. Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки. Ими было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка с ЗПР, а также на значение нейродинамических расстройств. В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К. С. Лебединская разработала и предложила классификацию типов ЗПР, подразделяющуюся на четыре типа происхождения:

• конституционального происхождения;

• соматогенного происхождения;

психогенного происхождения;

• церебрально-органического происхождения.

Так же существовали психолого-педагогические исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В. И. Лубовского, констатирующие, что у детей с ЗПР неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза и т. п. Касаемо коммуникативной деятельности детей данной категории. Многие авторы такие как, М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер, У. В. Ульенкова и др. отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития, как отмечает Р. Д. Триггер в своей работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта. У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений. Так же дети осторожны в проявлении своих интересов, в общении со взрослыми отсутствует живость, они пассивны в игре. Даже при незначительных неудачах в работе дети отказываются от ее продолжения, замыкаются, настораживаются. Вместе с тем они очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяют тактильный контакт, улыбка, краткие недифференцированные вербальные оценки. Дети охотнее идут на контакт, легче принимают помощь, реже ссылаются на усталость и отказываются от предложенной им деятельности, если общение со взрослыми имеет положительную эмоциональную модальность, создается ситуация успеха, доверия. Для этого создаются и применяются методики, направленные на развитие и улучшение коммуникативной деятельности у детей с ЗПР. Рассмотрим «Живой уголок» как средство развития коммуникативной сферы у детей с ЗПР. Ведь еще Сухомлинский Василий Александрович писал в своем произведении «Сердце отдаю детям», что детей нужно обучать через природу, через всю ее глубину и красоту передавать знания. В его произведении звучала такая фаза: «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживать вал сердце и закалял волю». Он говорил про весь окружающий мир с его обитателями и тайнами. В работе с детьми педагог может создать свой окружающий мир, обосновав живой уголок, пусть не такой большой как вся наша природа, но такой же развивающий и оказывающий большое влияние на развитие положительного эмоционального состояние и работоспособности, улучшения качества знаний и коммуникативной сферы у детей с ЗПР. Уголок живой природы содействует прогрессивному формированию личности и развитию социально важных свойств и функций. Растения и животные должны быть доступны для детей и не должны представлять опасности для окружающих. Живая природа должна быть достаточно разнообразной и интересной для того чтобы, кругозор знаний обучающихся об окружающем мире расширялся. Педагог процессе совместного взаимодействии с детьми приучает их к природе, к любви ближних своих, у детей появляются любимые животные, растения. Педагогу очень важно не просто вместе проводить деятельность с детьми, но и помогать им, хвалить за малейшие преуспевание в их общем деле. Замкнутые и застенчивые дети в процессе ухаживания за живым уголком начинают раскрываться с новой стороны. Они становятся более открытыми, доверчивыми, начинают контактировать с окружающими людьми, не замыкаясь в себе.

Таким образом, соединяясь с природой, не только дети с ЗПР, но и дети с нормой в развитии открывают для себя новый кусочек жизни, который играет перед ними всеми красками радуги, одухотворяя их и сближая с окружающими людьми. Вот почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы — это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума и коммуникативной сферы ребенка с задержкой психического развития.

Литература

1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г. А. Власовой

В. И. Лубовского, Н. А. Цыпинсй. - М. 1984.

2. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям Издательство «Радяньска школа», 1985 ОСВ Конник М. В.

3. К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития».

4. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с

задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов [Текст] // М. : ВЛАДОС, 2004. 126 с.

5. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления и речи. М. : Ника-Прес,1998

6. «Проблема культурного развития ребенка» Из книги: (Выготский Л. С. Психология развития человека. — М. : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей "Развитие детей с задержкой психического развития"» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Презентация «Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития» Доклад музыкального руководителя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» Заводского района г. Саратова «Специфика музыкального воспитания.

Конспект НОД по лексической теме «Деревья» для детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель: Уточнить знания детей о деревьях их строении по-средством аппликации. Задачи: 1. Закреплять представления детей о видовом разнообразии.

Консультация для родителей «Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития» Консультация для родителей Н. А. Самошкина МБДОУ ДС «Парус» Рекомендуемые игры для детей с задержкой психического развития Для развития детей.

Коррекционная программа развития коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста Коррекционная программа развития коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста Актуальность: запрос районной психолого-медико-педагогической.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Пособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развитияПособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развития С помощью данного пособия у детей с задержкой психического развития закрепляются знания о системе временных эталонов, закрепляются представления.

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития Дудина Т. Д. Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга Особенности нарушения речи у.

Словесные игры для детей с задержкой психического развития Игры для детей с задержкой психического развития Игра "Найди отличие" (3-5лет) Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 12 октября 2019 в 13:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД