МААМ-картинки

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

Лариса Смирнова
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные нарушения играют важную роль и занимают определяющее место в структуре общего нарушения (В. В. Лебединский, Е. С. Слепович, Н. Л. Белопольская, Н. А.) [1, 3, 4]. Недостаточность изучения особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, обусловливает актуальность изучения данной проблемы. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [2, С. 17].

Публикация «Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [1, С. 87]. В то же время, отдельные частные аспекты эмоционального развития детей с отклонениями остаются мало изученными, хотя именно старший дошкольный возраст считается периодом активного эмоционального развития, что дает возможность сгладить имеющееся нарушение как можно раньше и, таким образом, в определенной степени нормализовать ход личностного развития ребенка.

Экспериментальное исследование проходило с использованием методики: «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова, Цветового теста (М. Люшер, методики «Рисунок несуществующего животного» (М. З. Друкаревич). В экспериментальном исследовании были задействованы дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и дети с нормальным умственным развитием (контрольная группа).

Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой выявила, что в отличие от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, не смогли идентифицировать такие эмоции как: «спокойствие», «презрение», «отвращение», «интерес», «стыд». Некоторые дети смогли выполнить это задание и справились лишь с помощью педагога. Большинство детей с ЗПР часто отвлекались, начинали играть, забывая о сути выполнения задания. Дошкольники контрольной группы смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с изображением на фотографии.

Анализ результатов экспериментального исследования дифференциации эмоциональных состояний показал, что нормально развивающиеся дошкольники успешно опознают в среднем 5 эмоций: печали, радости, удовольствия, гнева и страха. Дети с ЗПР в среднем опознают 2 - 3 эмоции, точно определяя радость и печаль. Большинство испытуемых указывали лишь на чувственный тон эмоциональных состояний, а в речи это звучало как «плохое - хорошее», «веселое - грустное». Кроме того, мы обратили внимание на группы ошибки опознания эмоций: дети чаще других путают изображения удивления и страха, печали и гнева.

Таким образом, у 83 % детей с ЗПР - низкий уровень дифференциации эмоций, повышенный уровень эмоционального неблагополучия, дезадаптивное поведение, ограниченная способность эмоциональной регуляции деятельности за счет незрелости мотивационно - личностных компонентов.

Цветовой тест М. Люшера выявил наличие тревожности и стресса у 20% детей с нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. Остальные испытуемые не обнаружили негативных эмоциональных про-явлений. У детей с ЗПР данный тест выявил наличие высокого уровня тревожности и агрессивности у 27% детей; основные цвета занимали преимущественно позиции с 5 – 8, дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5 и у 73% - тревожность средней степени.

Методика «Рисунок несуществующего животного» М. З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 12% детей с нормальным психическим развитием и у 84% детей с ЗПР. В экспериментальной группе наблюдался тревожный характер линий рисунка (сильный или слишком слабый нажим на карандаш). 87% детей с ЗПР не смогли нарисовать и придумать несуществующее животное.

Образы животных были неотчетливые, «смазанные», отдаленно похожие на какого-либо животного. У большинства из них наблюдался «тревожный» характер линий (линии имели неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходили друг на друга, дети часто проводили по одной линии несколько раз) и очень мелкое изображение животного, характеризующее низкий уровень самооценки. Дети контрольной группы справились с заданием, характер линий у них был ровнее, рассказ о животном более полным.

Результаты, полученные в исследовании, тождественны взглядам Н. Л. Белопольской [1], считавшей, что дети, сталкиваясь с трудностями при выполнении заданий, часто проявляют негативные эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают в ответ на действительные трудности, вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи, которая значительно снижает продуктивность детей в решении познавательных задач и приводит к формированию у них заниженной само-оценки.

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, свидетельствуют о необходимости коррекционно-развивающей работы по формированию эмоциональной сферы.

Литература:

1. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. М., 2004 .

2. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: под-готовка к школе. Ростов -на-Дону, 2007 .

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М. 2011.

4. Слепович Е. С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации. Минск, 2007.

Публикации по теме:

«Особенности социально-психического развития дошкольников» Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А.

Актуальность формирования эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО путем интеграции Актуальность формирования эмоциональной феры старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО путем интеграции форм и методов взаимодействия.

Конспект занятия по ФЭМП для дошкольников с задержкой психического развития «Путешествие в лес» "Путешествие в лес" Вводный (организаторский этап) Учитель-дефектолог: -Ребята посмотрите, сегодня к нам пришло письмо. Кто же нам его.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития. Выполнила: Датаджиева С. З. Содержание.

Программа формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развитияПрограмма формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития Актуальность программы Одной из приоритетных задач российского образования в настоящее время является обеспечение государственных гарантий.

Коррекция глагольного словаря дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время на социально-педагогическом уровне в системе образования возникла актуальность проблемы исследования и усиление внимания.

Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития Задержка психического развития – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 12 июня 2019 в 12:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД