Папки-передвижки

Коррекция глагольного словаря дошкольников с задержкой психического развития

Елена Мильчакова
Коррекция глагольного словаря дошкольников с задержкой психического развития

В настоящее время на социально-педагогическом уровне в системе образования возникла актуальность проблемы исследования и усиление внимания к вопросам речевой подготовки дошкольников, с отклонениями в развитии, к обучению в школе. В основном то касается детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР, как одну из наиболее распространенных форм психических нарушений. Исследования многих авторов свидетельствуют о том, что для дошкольников данной категории характерны ограниченный словарный запас, затруднения в употреблении частей речи, особенно глаголов, прилагательных, наречий, сложных предлогов, трудности актуализации словаря.

Публикация «Коррекция глагольного словаря дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

По данным Е. В. Мальцевой (1990, у детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. У большинства детей бедность словарного запаса глаголов своеобразие лексики, неточности в употреблении глаголов, несформированность обобщающих понятий и родовидовых соотношений. Особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений через действия-глаголы, предметы домашнего обихода, одежды и т. д.

Вследствие психофизических особенностей и недостатков познавательной деятельности у данной категории детей разнообразная и сложная речевая патология, которая носит системный характер и затрагивает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи (Н. Ю. Борякова, Ю. Г. Днмьянов, В. А. Ковшиков, Е. В. Мальцева, Р. И. Лалаева и др.). В структуре недоразвития речи наблюдается отставание в развитии процессов словообразования, поэтому коррекция глагольного словаря дошкольников с ЗПР является актуальной. Вопросы словообразования интересуют ученых десятки лет и изучаются закономерности словообразовательной системы языка в онтогенезе. Словообразование играет существенную роль в развитии языковой компетентности и речевой коммуникации ребенка. В настоящее время остаются недостаточно изученными особенности словообразования у дошкольников с ЗПР в развитии глагольного словообразования, т. к. ранее затрагивался главным образом школьный возраст.

Коррекция глагольного словаря дошкольников с ЗПР не нашла должного освещения в контексте речевого развития детей, не раскрыты основные закономерности и содержание процесса. В литературе неполно отражена проблема системной коррекции нарушения глагольного словообразования у дошкольников с ЗПР, поэтому творческий потенциал педагогов-корректоров огромен. Изучение и коррекция нарушений процессов глагольного словообразования будет способствовать обогащению глагольного словаря и словарного запаса в целом, а также тесно связана с развитием познавательных процессов, стимулирующих всплеск словообразовательной активности. Словообразовательный компонент языковой способности не присущ ребенку изначально, а является продуктом развития и возникает в определенный период при взаимодействии, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка (А. Леонтьев, Н. Негневитская, Ф. А. Сохин и др.).

Таким образом, развитие познавательный процессов и словообразование тесно связаны, а дельнейшее овладение словообразованием требует участия все более сложных когнитивных процессов. Однако, для дошкольников с ЗПР характерна недостаточность процессов внимания, воспроизведения, памяти, мышления.

Наличие трудности в развитии словесно-логического мышления, наглядно-образного мышления несформированность анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования задерживает процесс словообразования и затягивается во времени у детей с ЗПР.

Ранее проводились исследования деривационных процессов у дошкольников с ЗПР и касались именного словообразования, в настоящее время интересно обратиться к изучению глагольного словообразования. Глагол, как и имя существительное, является синтаксическим стержнем фразы, её фундаментом, обладает мощной способностью управлять другими словами, подчиняя их себе. Центральная роль глагола в порождении речевого высказывания, в организации синтаксических единиц, является основой последующей коммуникации, в связи с чем становится очевидной необходимость изучения и формирования у дошкольников с ЗПР глагольного словообразования.

Таким образом, практическое овладение навыками глагольной деривации позволит дошкольникам с ЗПР обогатить свой словарный запас как за счет образования новых лексических единиц, так и за счет более полного понимания семантики тех слов и морфем, которые они используют.

Таким образом, коррекция нарушений глагольного словообразования будет способствовать развитию ребенка, обогащению словарного запаса в целом. Дошкольное обучение детей с ЗПР позволит осуществить коррекционно-развивающее воздействие в сенситивный период, когда речевая словообразовательная функция чувствительная к внешним воздействиям и особенно эффективно развивается под их влиянием, поэтому очевидна необходимость изучения и формирования коррекции глагольного словаря у дошкольников с ЗПР.

В ходе практических наблюдений за детьми с ЗПР среди наиболее часто допущенных ошибок можно отметить лексические замены, ситуативные высказывания, нередко дети игнорируют семантику поставленного вопроса, образуя от мотивирующего слова не глагол, а родственные слова, принадлежащие к другой части речи.

Много ошибок допускается на дифференциацию глаголов совершенного – несовершенного вида в импрессивной речи, нарушаются все компоненты словообразовательной морфемы и сентезирование её с производящей базой. Свидетельство тому – наличие следующих ненормативных образований:

- замена деривационных операций лексическими (на основе семантических или звуковых ассоциаций);

- неправильный выбор производящего слова;

- смешение семантически далеких аффиксов;

- замена словообразования словоизменением.

Трудности глагольного словообразования у дошкольников с ЗПР обусловлена спецификой познавательной деятельности детей и основываются на таких причинах как:

- ограниченная представленность в речи производящих глаголов;

- не точное или ошибочное понимание значений мотивирующих слов;

- несформированность фонематического восприятия, затрудняющая вычленение морфем и слов;

- трудности в формировании пространственной ориентировки и пространственных представлений, приводящие к недопониманию и смешанию глагольных приставок пространственного значения;

- несформированность процессов абстрагирования, что затрудняет реализацию словообразовательных моделей, в которых аффикс имеет минимальную степень конкретности, (например, с глаголами эмоционального состояния, проявления признака и т. п.) – недостаточная сформированность интуитивного «чувства языка» приводит к игнорированию смысловой и фонетической сочетаемости морфем с производящим глаголом.

Особую сложность вызывают два ориентира в пространстве (вверху слева, внизу справа). Дети либо руководствуются только одним из указанных направлений, либо действуют наугад, ровно как и обозначенные ими отношения впереди – сзади, справа – слева, над – под, что в свою очередь значительно затрудняет понимание ими глагольных приставок пространственного значения.

Проведение практических наблюдений за детьми с ЗПР с исследованием глагольного словообразования позволило выявить значительные нарушения данных процессов, определить специфические трудности, возникающие у детей при осуществлении деривационных операций разной степени сложности и раскрыть механизмы их вызывающие.

Коррекционно-развивающие технологии формирования глагольного словообразования в структуре преодоления системного недоразвития языковых и речевых средств у дошкольников представлены теоретическими разработками, раскрывающими основные этапы, направления, задачи логопедического воздействия. Основываясь на принципе единства речи и познавательной деятельности, - принцип поэтапного формирования речевых умений (П. Я. Гальперин).

Принцип дифференционного подхода к детям с ЗПР позволяет разрабатывать коррекционно-развивающие технологии в детских садах с учетом специфических трудностей, выявленных у детей и осуществлять поэтапно-последовательную работу по формированию и коррекции глагольного словаря. Создание специальных коррекционных групп для детей с ЗПР направлено на создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы со специальным коррекционно-педагогическим воздействием, которые должны совпадать с направлениями представленными в публикациях Института Коррекционной Педагогики РАО.

Специалист по коррекции должен быть готов к творческой деятельности, построению индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных программ. Содержание работы определяют специалисты которые оставляют задания для индивидуальной работе в «тетради преемственности», чтобы обеспечивать оптимальную эффективность коррекционного часа. Параллельно воспитатель подбирает для детей знакомые дидактические игры по закреплению материала по коррекции глагольного словаря дошкольников, с закреплением понятий глаголов через активное движение с эмоциональным подъемом, например «полетели, полетели, на головку сели», где дети движениями рук и всего тела запоминают глаголы, обогащая глагольный словарь. В это же время в всплеске словообразовательной активности воспитатель предлагает детям «подлететь самим», закрепляя словообразование предлогом «под». Творчество педагога корректора позволяет связать активную игровую деятельность с явлениями словообразования.

Научно-технические основы изучения и формирования глагольного словообразования у дошкольников с ЗПР представляют анализ психолого-педагогической, лингвистической, психо-лингвистической и другой специальной литературы. Примерно с 40-х годов ХХ века словообразование стало привлекать внимание лингвистов и выделилось в самостоятельный объект исследования благодаря трудам В. В. Виноградова, Г. О. Винокура. Практическое владение навыками глагольной деривации через игры и коррекцию, позволит детям с ЗПР существенно обогатить свой словарный запас, как за счет образования новых лексических единиц, так и за счет более полного осознания семантики тех слов и морфем, которыми они уже пользуются, при этом автоматически происходит коррекция глагольного словаря, так как глагол как и имя существительное является синтаксическим стержнем фразы.

Публикации по теме:

Конспект комбинированного занятия для детей с задержкой психического развития Цели: Развитие и активизация воображения, а также социальных эмоций и чувств, при использовании эмоционально близких ребенку фактов и явлений;.

Конспект занятия по ФЭМП для дошкольников с задержкой психического развития «Путешествие в лес» "Путешествие в лес" Вводный (организаторский этап) Учитель-дефектолог: -Ребята посмотрите, сегодня к нам пришло письмо. Кто же нам его.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Презентация «Особенности развития и обучения детей с задержкой психического развития» В современном образовании происходят большие перемены. Оно становится инклюзивным, то есть доступным и открытым ля всех детей, в том числе.

Пособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развитияПособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развития С помощью данного пособия у детей с задержкой психического развития закрепляются знания о системе временных эталонов, закрепляются представления.

Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития. Выполнила: Датаджиева С. З. Содержание.

Программа формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развитияПрограмма формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития Актуальность программы Одной из приоритетных задач российского образования в настоящее время является обеспечение государственных гарантий.

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития Дудина Т. Д. Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга Особенности нарушения речи у.

Психическое развитие детей с задержкой психического развития Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна Тема: Психическое развитие детей с задержкой психического развития. Проблема слабовыраженных отклонений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция глагольного словаря дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 18 мая 2019 в 11:54
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД