Получи документы

Наблюдение в природе как средство формирования знаний о растениях старших дошкольников

Алёна Бобырь
Наблюдение в природе как средство формирования знаний о растениях старших дошкольников

Аннотация: В статье раскрывается сущность экспериментальной работы по модернизации метода наблюдения, как средства формирования знаний о деревьях.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, знания, наблюдение, тактики педагогической поддержки.

Публикация «Наблюдение в природе как средство формирования знаний о растениях старших дошкольников» размещена в разделах

Вопрос экологического образования в настоящее время является весьма актуальным. Это обусловлено возрастанием экологического кризиса в мире. Решение этой проблемы видится учёными в экологическом воспитании людей, которое, в свою очередь начинается еще в дошкольном детстве. Исходным звеном экологической воспитанности является система конкретных знаний. В Федеральном государственном образовательном стандарте и в законе об образовании РФ говорится о необходимости формирования у дошкольников этих знаний [5].

В связи со сменой подхода от биологического к экологическому выдвигаются определённые требования к педагогическому процессу, которые не реализуются в полной мере – в связи с этим возникают противоречия.

1 противоречие: между необходимостью формирования эмоционально-ценностного восприятия мира природы, представлений о связях, (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту) и присутствием в программах наблюдений естествоведческого характера, а не экологического) [3].

2 противоречие: Между необходимостью внедрения психолого-педагогической поддержки для успешной реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и недостаточным развитием всех субъектов воспитательной среды ДОО для осуществления этой поддержки [1].

3 противоречие: Между требованием федерального государственного образовательного стандарта создания развивающей предметно-пространственной среды и отсутствием в детских садах разнообразного озеленения участков.

4 противоречие: Между требованием эколого-педагогической компетенции педагогов и логическими ошибками, допускаемыми работниками дошкольных учреждений в образовательном процессе, например, при классификации объектов природы [4].

Также в ходе анализа литературы было выявлено, что метод наблюдения является наиболее эффективным в формировании знаний, но он также требует модернизации, в связи с тем, что наблюдения носят формальный характер, отсутствует целеполагание и мотивация у детей. Таким образом, возникает пятое противоречие - Между потребностью в методе наблюдения на практике и неэффективной организацией и методикой проведения наблюдения.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует проблема, каким должно быть наблюдение, чтобы оно помогало формировать экологические знания у детей. Что мы можем изменить в содержании и организации наблюдения?

Данная проблема легла в основу нашего исследования. Объект исследования - процесс формирование знаний о растениях старших дошкольников. Предмет исследования - наблюдение за деревьями в разные сезоны, как средство формирования системы знаний о деревьях старших дошкольников. Предметом исследования стали именно деревья т. к именно за деревьями можно наблюдать круглый год, также дети часто не относят деревья к живым, небрежно к ним относятся.

Цель исследования: поиск и формирование наиболее эффективной организации метода наблюдения у старших дошкольников; разработка и апробация конспектов по наблюдению в природе за деревьями в разные сезоны с учетом требований ФГОС, а также создание картотеки деревьев участка детского сада, что и является новизной нашей работы.

На основании изученного материала мы предлагаем свой вариант улучшения метода наблюдения. Мы предполагаем в ходе научного эксперимента повысить знания детей о деревьях методом наблюдения при условии :

1 – использования тактик педагогической поддержки

2 – использования циклических наблюдений по сезонам с применением дневника наблюдений.

Перейдём к экспериментальной части исследования. Работа проходила в три этапа. 1. Констатирующий этап. Целью его являлось выявление уровня знаний о растениях детей подготовительной группы – эта группа получила название экспериментальная, с ней в дальнейшем проводился эксперимент. Для сравнения результатов была проведена диагностика и в другой группе – контрольной. Для проведения констатирующего этапа была выбрана диагностика Кондратьевой. Она состояла из беседы с использованием карточек с изображением деревьев. Результаты диагностики показали, что дети двух групп знают и отличают очень мало деревьев, не знают всех частей дерева, сезонных изменений, потребностей дерева и т. д Уровень знаний детей не соответствует целевым ориентирам программы, по которой работает сад.

Также были разработаны дополнительные вопросы, которые должны были выявить уровень знаний о деревьях участка, а также заинтересованность детей в изучении деревьев. Практически все дети не знали, какие деревья растут у них на участке, но очень хотели бы узнать. На вопрос, как определить дерево, когда на нем нет листьев, дети отвечали: это невозможно, сложно, можно только берёзу. На вопрос наблюдал ли ты за деревьями, дети отвечали по - разному: Настя наблюдала только за фасолью, Гоша всегда наблюдает, когда гуляет с овчаркой, Наташа, сказала, да надо конечно наблюдать, но мы с подружкой все время играем на прогулке, Тихон сказал, что хотел бы забраться под землю и увидеть корень. На вопрос хотел бы ты узнать что-то интересное про деревья, все дети, кроме одного ответили да. Из дополнительных вопросов, заданных детям, было выявлено, что несмотря на низкий уровень знаний о растениях, дети имеют явный интерес к познанию, процессу наблюдения. Таким образом, при проведении дальнейшего эксперимента мы руководствуемся принципом федерального государственного образовательного стандарта по поддержке инициативы детей (результаты диагностики в виде гистограммы представлены на рисунке 1).

Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа эксперимента

В ходе диагностики были определены и некоторые причины низкого уровня знаний – воспитатели зачастую упускают возможность проводить наблюдения на прогулке по причине, как было сказано в четвертом противоречии – недостаточной экологической грамотности. В связи с этим уменьшается и уровень знаний детей и дети нуждаются в педагогической поддержке т. к зачастую имеют страх и неуверенность перед предстоящей деятельностью в силу того, что редко наблюдают с воспитателями. Также причиной является отсутствие разнообразия деревьев на участке. Таким образом, мы еще раз убеждаемся в актуальности второго противоречия – влиянии предметно-пространственной среды на формирование знаний. Интерес детей более привлекают красивые, цветущие деревья и кустарники. Соответственно, если бы участок детского сада был бы наполнен разнообразными зелёными насаждениями, то это бы побуждало детей наблюдать за ними.

Следующий этап нашего эксперимента - формирующий. Целью его являлось внесение изменений в организацию и содержание наблюдения, а также углубление и расширений знаний детей о деревьях. Что мы изменили в методе наблюдения?

Во-первых, мы изменили организацию наблюдения. Все конспекты были построены по новым стандартам, включали организационно-мотивационную, основную, рефлексивную части. Наблюдения построены не в виде урока, а в виде свободной творчески-поисковой деятельности. В начале наблюдения мы мотивировали детей к деятельности (с помощью появления персонажа, письма от лесных жителей, возникновения проблемной ситуации). Путём рассуждения дети подходили сами к цели и планировали свою деятельность. В основной части наблюдения строились таким образом, чтобы более активными были дети, чем воспитатели. Также особенностью организации наблюдения является включение тактик педагогической поддержки, которые помогают в разрешении различных возникающих проблемных ситуаций [2].

Во-вторых, мы изменили содержание наблюдения. Какие знания мы предполагали развивать у детей?

Знания не только о строении дерева, но и о его взаимодействии с окружающей средой, с человеком. Таким образом, знания становились экологическими. Метод наблюдения мы дополняли другими методами: наглядные (рассматривание изображений деревьев, практические (игры, опыты, словесные (игры викторины, беседа о лесе). Также была включена интеграция различных образовательных областей: художественно-эстетическая, речевая, физическая.

Что еще мы изменили в содержании? Эпиграфом к конспектам стала фраза Сухомлинского «Мышление начинается с удивления». Мы постарались построить конспекты так, чтобы постоянно удивлять детей. Как мы это реализовывали? С помощью различных приё мов: сюрпризный момент (письмо с интересным заданием, карта путешествия от Божьей коровки, прием антропоморфизма ( дети рассуждали на тему: о чем думает дерево, чему оно радуется, также дети узнали, что деревья могут быть нам друзьями, каждый ребёнок выбирал себе дерево-друга).

Также мы изменили содержание использованием сезонных наблюдений. Экологические знания подразумевают понимание взаимосвязей в природе. Многократные наблюдения за деревьями в разные сезоны помогают формировать у ребёнка целостный образ изучаемого объекта, его связь с окружающим миром, с человеком. А дети подготовительной группы согласно целевым ориентирам как раз должны иметь представления о связях между объектом природы и средой обитания, видеть в явлениях природы существенные признаки.

Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, а также для поддержания интереса и активности детей нами был разработан и апробирован дневник наблюдений. Мы взяли за основу идею автора книги Н. Рыжовой «Деревья – наши друзья» но наполнили дневник и своими разработанными заданиями. На первом наблюдении дети выбирали себе дерево-друга и получали дневник. Каждый ребёнок наблюдал за своим деревом-другом и вносил в дневник различные сведения: схема – что любит моё дерево, внешний вид дерева, фото коры с помощью мелков, зарисовки дерева в разные сезоны, рисунки почек, результаты измерений диаметра ствола, длины листочков.

Особенностью являлось то, что помимо совместных наблюдений на прогулке, дети должны были в свободное время наблюдать каждый за своим деревом, чтобы заметить набухание почек, постепенный рост листьев. Эти самостоятельные наблюдения очень нравились детям. Дневники наблюдений заметно повысили активность и ответственность детей, они с большой радостью ждали следующее задание, проявляли старательность, аккуратность и творчество в его заполнении.

Помимо конспектов наблюдений была разработана картотека деревьев и кустарников участка детского сада. Необходимость разработки такой картотеки была обусловлена следующей причиной. Как сказано в четвертом противоречии, наблюдается понижение уровня экологических знаний у педагогов, и в соответствии с этим, снижение активности педагогов в экологическом воспитании дошкольников. Многие воспитатели, к примеру, могут сами могут затрудняться определить дерево по коре ранней весной. Во время проведения с детьми наблюдения и определения дерева по коре у нас и возникла такая трудность – оказалось не просто определить дерево по фотографии коры из книги или интернета, т. к каждое дерево имеет свои особенности и кора одного и того же дерева может выглядеть по-разному. Для решения этой проблемы и была разработана картотека, которая будет являться помощником воспитателям в дальнейшей работе, будет повышать экологический уровень знаний педагогов. Разработанная нами картотека включает фото коры, листочка, соцветия, которые были сняты непосредственно с деревьев, растущих на участке. Таким образом, воспитатель может определить по ним любое дерево участка в любое время года – и по листьям в летний период, и по коре в зимний. Картотека включает также интересные сведения про деревья, которые можно рассказывать детям на прогулке и удивлять их разнообразием мира деревьев.

Обратимся теперь к проведенным по разработанным конспектам наблюдениям. Что было замечено особенного? Детям очень нравилась практическая деятельность, связанная с измерениями: толщины ствола, длины листьев. По картинкам дети пытались определить дерево по коре, по веточкам. Те деревья, которые не удалось определить по коре или веточкам оставались у нас так называемыми деревьями – загадками. Дети ждали появления первых листочков, чтобы скорее узнать, что же это за дерево. Наблюдение за цветущими деревьями вызвало у детей много положительных впечатлений. Дети каждый раз спешили рассказать, что у них изменилось, на каких деревьях появились листики, на каких – цветочки. Также дети активно обследовали территорию вблизи дерева, постоянно находили что-то интересное (кусочки коры, древесины, чешуйки от почек).

Во время формирующего этапа возникали ситуации, требующие оказания педагогической поддержки. Один из примеров использования различных тактик педагогической поддержки: во время наблюдения за веточками, один мальчик Женя всё время был неактивен и мало говорил. Но было заметно, что ему интересно, что он знает что-то, но из-за своей медлительности не успевает сказать, так как другие дети опережают его. Тогда была принята тактика помощи по отношению к Жене, чтобы уменьшить неуверенность и повысить её значимость для коллектива. Был использован приём – выделение персональной исключительности, Жене было дано специальное задание, которое ему, как самому внимательному было доверено. Жене была дана веточка с дерева-загадки, чтобы он дома поставил её в воду, наблюдал за ней вместе с мамой, попытался определить, что это за дерево. В другой раз Женя пришел с выполненным заданием – он принес сочинение, сделанное вместе с мамой, как они определяли ветку-загадку. Детям очень понравился рассказ Жени. Гоша сказал: «Женя, ты такой изобретательный, я и не знал»

В ходе наблюдения дети получили задание сделать фото коры с помощью бумаги и мелков. Про девочку Сашу мальчик Матвей сказал, что она плохо рисует и ей лучше не давать это задание. Саша расстроилась, была применена тактика поддержки защита. Были сказаны слова в защиту девочки («рисовать никогда не поздно научиться, может быть сейчас получается не очень хорошо, но Саша потренируется и научится, главное иметь желание научиться»). Чтобы поддержать Сашу в глазах детей, ей было для задания специально дано дерево с более выраженной корой, чтобы у нее хорошо получилось сделать её отпечаток с помощью мелков. Когда все работы были выполнены, дети увидели хороший рисунок Саши.

Вероника после проведения наблюдения на следующий день подошла с просьбой помочь ей определить, какие деревья растут около её дома. Была применена тактика взаимодействие, т. к. прозвучал запрос о помощи от самого ребёнка. Девочке было предложено взять схему с картинками и попытаться сначала самой определить, а в случае возникновения трудностей принести веточки в сад и определить вместе.

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, с целью определить, насколько изменился уровень знаний о деревьях у детей. Результаты диагностики показали, что уровень знаний о деревьях у детей, с которыми велась работа, значительно выше, чем у детей контрольной группы (наглядно можно заметить это на гистограмме, рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты контрольного этапа эксперимента

На сравнительной гистограмме экспериментальной группы до и после эксперимента (рисунок 3) мы видим, что количество детей со средним уровнем увеличилось на 10%, с высоким уровнем на 30%. Улучшение ответов наблюдалось в тех вопросах, которые мы каким-либо образом затрагивали на прогулках.

Рисунок 3 – Сравнительная гистограмма изменения уровня знаний детей экспериментальной группы

Дети стали называть больше деревьев участка, сравнивали их между собой, стали называть больше потребностей дерева, сезонных изменений. Также они научились определять некоторые деревья по коре, веточкам, листочкам, узнали, что многие деревья могут цвести. Но даже не количественные данные являются главным результатом исследования.

Важно то, что у детей действительно появился живой интерес, любознательность и желание в дальнейшем наблюдать за деревьями. Дети полюбили свои деревья на участке, например, когда мы шли на прогулку, некоторые дети подходили и обнимали своё дерево. Идея с дневниками наблюдений была очень положительно принята детьми и по завершению эксперимента многие дети сказали, что продолжат наблюдать за другими деревьями у себя на даче, взяли с собой на лето дневники.

Во время проведения экспериментальной работы мы попытались решить существующую проблему – отсутствие в методе наблюдения реализации требований, которые выдвигаются Федеральным государственным образовательным стандартом на сегодняшний день к педагогическому процессу.

В основе проводимого нами эксперимента по модернизации метода наблюдения было использование тактик педагогической поддержки, в особенности тактики помощи, которая помогала в преодолении страха и неуверенности детей перед предстоящей деятельностью. Эффективности проводимых наблюдений способствовало изменение организации наблюдения с включением мотивации, использование наблюдений циклического характера с включением сезонных знаний, а также применение дневника наблюдений для повышения интереса детей и формирования более целостного образа изучаемого объекта.

В начале работы была поставлена гипотеза: повышение уровня знаний детей о деревьях методом наблюдения при условии использования тактик педагогической поддержки и использования циклических наблюдений по сезонам с применением дневника наблюдений. В ходе работы было замечено повышение уровня знаний детей о деревьях. Таким образом, предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Литература:

1. Вершинина Н. А Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребёнка с разными образовательными потребностями в условиях образовательной деятельности в ДОУ [Текст] : методические рекомендации / Н. А. Вершинина. – Спб. : Своё издательство, 2016

2. Касицина Н. Четыре тактики педагогики поддержки [электронный ресурс] / Н. Касицина, Н. Михайлова, С. Юсфин. -2012г. - Режим доступа: Nsportal.ru /nachalnaya-shkola/2012/04/01/chetyre-taktiki-pedagogikiъ.

3. Миронов А. Деятельностный подход в экологическом образовании [Текст] : журнал «Дошкольное воспитание» / А. Миронов. – М: Воспитание дошкольника, № 2/1016

4. Николаева С. Н. Методическое управление эколого-педагогическим процессом в детском саду – новый взгляд на проблему [Текст] : журнал «Дошкольное воспитание» / С. Н. Николаева, Т. Бурлакова. – М. : Воспитание дошкольника, №8/2015. - с80-85.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014. -32с.

Публикации по теме:

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за лекарственным растением шиповником»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за лекарственным растением шиповником» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за лекарственным растением шиповник» Цель:.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение в природе как средство формирования знаний о растениях старших дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 19:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД