Приложение МААМ

Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков

Анна Конопкина
Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков

Конопкина Анна Александровна

В статье кратко описаны направления работы с подростками по формированию уверенности в себе. Представлена оценка эффективности предложенной работы.

Ключевые слова: подростковый возраст, компоненты уверенности в себе, формирование уверенности в себе.

Публикация «Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков» размещена в разделах

Подростковый возраст является одним из самых важных периодов социализации и становления личности человека, он характеризуется дисгармоничностью и противоречивостью развития. Именно в этот период формируется самосознание, которое делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешанными и неуверенными в себе. Самосознание представляет собой глубокое психическое образование, значимым компонентом которого выступает самоотношение, активно формируемое в подростковом возрасте : развивается собственная самостоятельная система образцов самооценивания, все более совершенствуются способности проникновения в свой внутренний мир[1].

В структуре самоотношения выделяют уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, гордости. Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием представлений о себе, ожидает, что отношение окружающих является идентичным ее представлениям. Уверенность в себе выступает залогом развития здоровой и полноценной личности[1].

Опыт психологической практики в общеобразовательных учреждениях показывает, что одной из самых частых проблем, с которой подростки обращаются к психологу, является проблема неуверенности в себе. Подростки ищут помощи в преодолении своей робости, стеснительности, неловкости, желая побороть свой страх оказаться непонятным или осмеянным среди сверстников[4].

В результате эмпирического исследования, проведенного на базе МБОУ «Окуневская СОШ» Кемеровской области с участием 50 школьников 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет, было подтверждено, что большая часть подростков в действительности испытывает неуверенность в себе. Среди них 52% обучающихся 7 класса и 48% обучающихся 8 класса. Наряду с тем было обнаружено, что многие подростки имеют низкий уровень таких характеристик как решительность, смелость, инициативность, самоуважение, самооценка. Такие данные говорят о том, что подросткам в возрасте 13-14-ти лет необходима профессиональная помощь психолога.

Уверенность в себе представляет интегральную характеристику личности, составляющими которой выступают личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, поэтому формирование подростковой уверенности должно быть направлено на развитие этих компонентов. Развитие личностного компонента уверенности представляет собой работу над повышением уровня самооценки и самоуважения подростков, развитием навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать свои недостатки и достоинства, свои сильные и слабые стороны характера, формированием положительных установок по отношению к себе и к окружающим. Также важным является развитие когнитивного компонента. Сюда входит усиление чувства своей эффективности, укрепление веры в свои возможности и в себя, способность ставить перед собой разумные цели и добиваться их достижения. В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения справляться со своими страхами и тревогой, возможности пересилить свое негативное эмоциональное состояние. Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение определять себя как уверенного человека и формирование коммуникативной компетентности личности[2].

Работа с подростками проводится в форме психологической диагностики, психологического просвещения и психологической коррекции. Психологическая диагностика предполагает детальное изучение уверенных и неуверенных в себе подростков. Она проводится в виде тестирования с использованием стандартизированных методик. Психологическое просвещение включает: 1) разъяснение подросткам причин их психологических неудач; 2) обсуждение проблемы уверенности и важности этого являния для личностного развития; 3) побуждение подростков к активности на тренингах и в работе над собой[3].

Психологическая коррекция представляет собой активное формирование уверенности в себе. Главным методом здесь выступает тренинг. Его достоинство заключается в том, что он дает возможность осуществить на практике необходимые психологические условия, которые блягоприятно содействуют развитию у подростков способности к самопознанию, формированию опыта уверенного поведения и уверенности в себе.

Таким образом, система работы с подростками включает три направления : психологическую диагностику, психологическое просвещение и психологическую коррекцию. Только взаимодействие всех этих направлений работы приведет к желаемому результату, а именно к сформированности уверенности в себе у подростков, которая проявляется в: здоровой самооценке и самоуважении; признании своих достоинств и недостатков; сформированности положительного отношения к себе и окружающим; сформированной установки в успешности своих действий; умении верить в себя, свои силы, добиваться поставленных целей; возможность преодолевать себя и свои страхи; наличие навыков увренного поведения и способности вести эффективную коммуникацию[3].

Работа по вышеописанным направлениям велась в течение двух учебных лет с обучающимися 8 класса. В результате такой работы сократилось количество неуверенных в себе подростков с 48 до 23%. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что была проведена эффективная работа по формированию подростковой уверенности.

Литература:

1. Конопкина, А. А. Психологическая природа уверенности в себе у подростков [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 66-68.

2. Маслова, И. С. Формирование уверенности в себе как фактор профилактики девиантного поведения подростков [Текст] // Теория и практика общественного развития: электрон. науч. журн. 2012. № 12.

3. Папура, А. А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни [Текст] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. № 1.

4. Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М. : ИНТОР, 1997. - 192 с.

Публикации по теме:

Деятельность и направления работы детского дизайнерского клуба в детском саду Подготовила : Бокунова Татьяна Викторовна,воспитатель структурного подразделения МБОУ БГО СОШ №13 В настоящее время детский дизайн, это.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Картотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого началаКартотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого начала Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть: Ребята, покажите руками или пальцами: -чистишь зубы; -стой на месте; -стучишь в дверь;.

Опыт работы по профилактике суицидов среди подростков «Концептуализация профилактики суицида — шаг к системной деятельности» КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА – ШАГ К СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мотовилова Римма Рамилевна, педагог-психолог, ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Мастер-класс для родителей по формированию основ ЗОЖ в ДОУ «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»Мастер-класс для родителей по формированию основ ЗОЖ в ДОУ «Я здоровье берегу — сам себе я помогу» Мастер-класс для родителей «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» Цель мастер-класса: Познакомить родителей с опытом работы по применению.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Подборка игр на развитие уверенности в себе. Часть I Важным показателем эффективного общения является уверенное поведение. Замкнутым, неуверенным детям бывает трудно установить дружеские отношения.

Подборка игр на развитие уверенности в себе. Часть II 1. Игры на развитие наблюдательности, внимания к сверстникам необходимых для эффективного общения. "Пошли письмо" Все играющие стоят в кругу.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 15:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков» (включая файлы) размещена пользователем Анна Конопкина (УИ 1674693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД