Папки-передвижки

Обучение чтению — игра или скучное занятие

Смекалова Марина
Обучение чтению — игра или скучное занятие

Обучение чтению - игра или скучное занятие?

Смекалова М. В., учитель – логопед.

Образовательная система претерпевает постоянные изменения в связи с потребностями общественного развития. По мере накопления опыта неуклонно растет количество информации, необходимой для усвоения каждым новым поколением. В связи с этим процесс овладения элементарными базовыми знаниями и навыками вынужденно переносится на более ранние возрастные этапы жизни человека.

Публикация «Обучение чтению — игра или скучное занятие» размещена в разделах

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т. к. является частью процесса речевого развития.

Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты дошкольного и школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Как показывает практика, время начала систематического обучения грамоте стремительно отодвигается от привычного рубежа шести-семи лет.

При изучении взаимоотношений дошкольного и начального образования выявились довольно противоречивые результаты. Воспитатели ДОУ считают, что ни читать, ни писать в детском саду ребенка учить не нужно, на это есть школа. При этом они категорически настаивают на том, что ребенка нужно готовить к школе, но делать основной акцент на развитии памяти, внимания, мышления, воображения и т. д. В то же время учителя начальной школы хотят, чтобы к ним приходили послушные, подготовленные дети. По их мнению, первоклассники не должны на уроках нарушать дисциплину, уметь читать, писать печатными буквами и считать хотя бы в пределах пяти или десяти. Вместе с тем, половина родителей хотят, чтобы, помимо того, что их ребенок получает от основной дошкольной образовательной программы, его можно было бы дополнительно развивать в той или иной области знаний.

Современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий обучения чтению дошкольников, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, ростом числа детей, испытывающих трудности в освоении чтения и письма.

Таким образом, несмотря на наличие множества литературы по данной проблеме, является актуальным необходимость создания дополнительной образовательной программы обучения дошкольников чтению в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.

Все вышеизложенное позволило охарактеризовать данную проблему актуальной и сформулировать цель.

Цель: обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Реализация программы проходила на базе МКДОУ ЦРР №8 в кружке «АБВГДейка». Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Изучая по различным источникам достижения современной педагогики и психологии, я пришла к выводу о необходимости развивающей функции программы процесса обучения. В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е. В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному). Организация обучения была продумана таким образом, что:

-обеспечивала познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;

- каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий;

-использовался индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Занятия проходили в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек, компьютерных технологий. Использование такой формы обучения пробуждало у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваивались, а позднее охотно и активно использовались в самостоятельной деятельности. Дети играли в дидактические игры с буквами, со словами; читали книжки, отгадывали кроссворды, схемы, решали ребусы.

Большое место в работе с детьми занимали стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.

Обучение грамоте- это сложный процесс, который включает несколько этапов:

• подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;

• основной этап - формирование элементарных навыков чтения.

Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи этапа.

1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.

2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.

3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.

4. Введение терминов "звук" и "слово".

5. Научить называть слова с заданным звуком.

6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап- формирование элементарных навыков чтения.

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма состоит из трёх разделов.

I.Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

II.Развитие звукобуквенного анализа слова.

III.Обучение чтению.

I раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Задачи.

1. Дать представление о звуках русского языка.

2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.

3. Показать детям связь звука с буквой.

4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

II Раздел. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.

2. Учить детей определять позицию звука в слове.

3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки

4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

III Раздел. Обучение чтению

Задачи.

1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.

2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).

3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.

4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.

5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов : делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.

6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

Ожидаемые результаты знаний, умений и навыков детей на конец года:

-обучающийся должен знать все буквы русского алфавита;

-должен уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность;

-должен научиться различать гласные и согласные звуки и буквы;

-должен уметь делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения;

-ребёнок должен научиться обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков на схеме;

-должен уметь отвечать на вопросы педагога; слушать и выполнять основные его требования;

- ребёнок должен уметь осуществлять самоконтроль, находить ошибки.

Библиографический список.

1. И. Агапова. Лучшие игры и развлечения со словами. М,2008.

2. Г. Глинка. Буду говорить, читать, писать правильно. Сп., 1999.

3. Н. Новотворцева., Учимся писать, обучение грамоте в детском саду.

Ярославль 1998.

4. Н. Новотворцева. Развитие речи детей. Ярославль, 1995.

5. Г. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М., 2006.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Мастер-класс «Путешествие на воздушном шаре». Домашнее занятие, дистанционное обучениеМастер-класс «Путешествие на воздушном шаре». Домашнее занятие, дистанционное обучение Дистанционное обучение. Мастер-класс «Путешествие на воздушном шаре». Объёмная аппликация (старшая группа). Подготовила: воспитатель.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Конспект занятия «Игра-занятие «Весна» Игра – занятие Весна! Цель: Формирование у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.

Игра-занятие «Паровоз везёт детей»Игра-занятие «Паровоз везёт детей» «Паровоз ребят везёт»Цель:вовлечение детей в игровую деятельность. Задача:дать положительный эмоциональный заряд. Материалы и оборудование:игрушка.

Итоговая игра-занятие для детей 6–7 лет «Путешествие с Умной Совой».Итоговая игра-занятие для детей 6–7 лет «Путешествие с Умной Совой». Задачи: 1. Расширять и закреплять представления детей о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Экологическое занятие-игра «Путешествие в лес» (средняя группа)Экологическое занятие-игра «Путешествие в лес» (средняя группа) Цель: Развивать у детей стремление обнаруживать связи между изменениями в жизни растительного и животного мира и состоянием погоды. Закрепить.

Занятие-игра «Маленький спор» Тема спора: «Овощи» (слайд №1) Участники спора: дети группы компенсирующей направленности с нарушением речи старшего возраста и взрослые.

Занятие-игра в старшей группе «Магазин «Детский» Цель: Продвижение начал финансовой грамотности, просвещению и воспитанию детей, создание мотивации для дальнейшего развития финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение чтению — игра или скучное занятие
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 10:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД