Папки-передвижки

Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС

Маргарита Харламова
Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС

Игровая деятельность является неотъемлемой частью дошкольного детства, ей принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств. Именно через игру развиваются познавательные, социальные, физические и эмоциональные навыки ребенка, игра побуждает ребенка исследовать, создавать и выражать себя. В игре реализуется потребность воздействия на мир, она дает ребенку возможность взаимодействовать с другими детьми, развивая важные коммуникативные и социальные навыки.

Публикация «Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

По мнению А. С. Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.» [3].

Игра, как ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте, становится основой воспитательно-образовательной педагогов дошкольных образовательных организаций. Игра способствует развитию личности ребенка, формированию у него психических процессов, необходимых при дальнейшей адаптации в социуме, успешности учебной и трудовой деятельности, а также при взаимодействии с окружающими. Именно поэтому трудно переоценить значение игры и ее активное применение в коррекционно-развивающей работе. При этом важнейшим условием эффективности воздействие является знание особенностей игры детей с особенностями развития, условия ее организации с разными категориями детей с ОВЗ.

Современная политика в сфере дошкольного образования определяется реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Содержание дошкольного образования, определенное в образовательных областях ФГОС ДО, может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка)[2].

Опыт педагогов дошкольного образования позволяет говорить о том, что дети приходят в дошкольную образовательную организацию с достаточно низким уровнем развития игровой деятельности, когда игровые действия сводятся к простым, привычным манипуляциям, интерес к игрушке – лабильный, а действия с ней – примитивные. В большинстве случаев дети не знают о многофункциональности игрушки и вариативности ее использования, попросту – не умеют играть. Принимая во внимание то, что познание окружающего мира ребенком-дошкольником проходит в первую очередь через игру, основная задача, стоящая в данном случае перед педагогами – научить ребенка играть. В условиях дошкольной образовательной организации решение этой задачи осуществляется в ходе игровых занятий.

Игры детей с ограниченными возможностями, безусловно, отличаются своеобразием. Игровая деятельность изначально требует от ребенка определенного уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые у детей с особенностями развития зачастую оказываются нарушенными. Дети с особыми потребностями отличаются от своих сверстников и особенностями развития и протекания психических процессов, характеризующихся неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии абстрактно-логического мышления. Специфика развития психических процессов особых детей обусловливает затруднение, а нередко и неумение таких детей вовремя включиться в игровую деятельность, отойти от сложившихся примитивных игровых стереотипов. Дети с особенностями развития, как правило, пассивны и зачастую не демонстрируют желания активно действовать с предметами и игрушками. Таким образом, развитие игровой деятельности у детей с особенностями развития, в еще большей мере, чем у детей с ненарушенным развитием, возможно при условии правильного психолого-педагогического подхода [2].

Как подчеркивают специалисты, формирование игровой деятельности у детей, особенно с особенностями развития, требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. Именно целенаправленное обучение позволяет перевести игру на более высокий уровень организации, при этом необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, как общие для конкретного нарушения, так и индивидуальные для каждого ребенка. В исследованиях О. П. Гаврилушкиной, в частности, отмечается, что познавая окружающий мир, ребенок с особенностями развития «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…» [1].

Теория и практика обучения игре детей с особенностями развития предлагает в работе с такими детьми руководствоваться рядом правил [3]. Начинать занятия рекомендуется с простых знакомых ребенку упражнений, вызывающих позитивную реакцию; каждое действие воспитателя или ребенка необходимо сопровождать комментарием, а объяснения воспитателя подтверждать последующими действиями; каждое игровое действие должно быть завершено; закрепление необходимого навыка или знания происходит через многократное повторение; проводимые игры должны иметь четко сформулированные правила, а при подборе игрового материала следует учитывать возможности конкретной группы детей; обязательное использование игровых атрибутов (игрушки, игровые пособия). Следует также помнить, что при обучении игре детей с особенностями развития педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета [2].

В результате правильно организованного обучения игре дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители.

Таким образом, организация обучения детей с ОВЗ игровой деятельности компенсирует ряд отклонений в их развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать и отражать окружающий мир в разных видах детских игр, учиться строить взаимоотношения в социуме, перенося эти отношения в игру.

Список литературы:

1. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа : учебно-методическое пособие / О. П. Гаврилушкина. - Москва : Дрофа, 2010. - 207 с.

2. Организация игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие для педагогов ДОО / сост. Г. В. Яковлева, Е. В. Андрющенко. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 136 с.

3. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занимательных игр и упражнений: практическое пособие для педагогов и родителей /сост. : Г. В. Алпатова, Е. И. Милосердова, Е. П. Тафинцева. - Котовск, ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2019. – 36c.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детейДвусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира»Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.

Фотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС доФотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до Фотоотчет спортивных состязаний "Зимние забавы", в рамках сетевого взаимодействия д\садов, в свете реализации ФГОС ДО. 18 декабря ребята.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС НОО для выступления на РМО по начальной школе Одной из задач современной школы в условиях внедрения ФГОС является создание условий для личностного развития каждого ребенка и формирование.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 15 марта 2023 в 20:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Харламова (УИ 265716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД