Маргарита Харламова
Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС
Игровая деятельность является неотъемлемой частью дошкольного детства, ей принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств. Именно через игру развиваются познавательные, социальные, физические и эмоциональные навыки ребенка, игра побуждает ребенка исследовать, создавать и выражать себя. В игре реализуется потребность воздействия на мир, она дает ребенку возможность взаимодействовать с другими детьми, развивая важные коммуникативные и социальные навыки.
Публикация «Обучение игровой деятельности детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
По мнению А. С. Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.» [3].
Игра, как ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте, становится основой воспитательно-образовательной педагогов дошкольных образовательных организаций. Игра способствует развитию личности ребенка, формированию у него психических процессов, необходимых при дальнейшей адаптации в социуме, успешности учебной и трудовой деятельности, а также при взаимодействии с окружающими. Именно поэтому трудно переоценить значение игры и ее активное применение в коррекционно-развивающей работе. При этом важнейшим условием эффективности воздействие является знание особенностей игры детей с особенностями развития, условия ее организации с разными категориями детей с ОВЗ.
Современная политика в сфере дошкольного образования определяется реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Содержание дошкольного образования, определенное в образовательных областях ФГОС ДО, может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка)[2].
Опыт педагогов дошкольного образования позволяет говорить о том, что дети приходят в дошкольную образовательную организацию с достаточно низким уровнем развития игровой деятельности, когда игровые действия сводятся к простым, привычным манипуляциям, интерес к игрушке – лабильный, а действия с ней – примитивные. В большинстве случаев дети не знают о многофункциональности игрушки и вариативности ее использования, попросту – не умеют играть. Принимая во внимание то, что познание окружающего мира ребенком-дошкольником проходит в первую очередь через игру, основная задача, стоящая в данном случае перед педагогами – научить ребенка играть. В условиях дошкольной образовательной организации решение этой задачи осуществляется в ходе игровых занятий.
Игры детей с ограниченными возможностями, безусловно, отличаются своеобразием. Игровая деятельность изначально требует от ребенка определенного уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые у детей с особенностями развития зачастую оказываются нарушенными. Дети с особыми потребностями отличаются от своих сверстников и особенностями развития и протекания психических процессов, характеризующихся неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии абстрактно-логического мышления. Специфика развития психических процессов особых детей обусловливает затруднение, а нередко и неумение таких детей вовремя включиться в игровую деятельность, отойти от сложившихся примитивных игровых стереотипов. Дети с особенностями развития, как правило, пассивны и зачастую не демонстрируют желания активно действовать с предметами и игрушками. Таким образом, развитие игровой деятельности у детей с особенностями развития, в еще большей мере, чем у детей с ненарушенным развитием, возможно при условии правильного психолого-педагогического подхода [2].
Как подчеркивают специалисты, формирование игровой деятельности у детей, особенно с особенностями развития, требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. Именно целенаправленное обучение позволяет перевести игру на более высокий уровень организации, при этом необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, как общие для конкретного нарушения, так и индивидуальные для каждого ребенка. В исследованиях О. П. Гаврилушкиной, в частности, отмечается, что познавая окружающий мир, ребенок с особенностями развития «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…» [1].
Теория и практика обучения игре детей с особенностями развития предлагает в работе с такими детьми руководствоваться рядом правил [3]. Начинать занятия рекомендуется с простых знакомых ребенку упражнений, вызывающих позитивную реакцию; каждое действие воспитателя или ребенка необходимо сопровождать комментарием, а объяснения воспитателя подтверждать последующими действиями; каждое игровое действие должно быть завершено; закрепление необходимого навыка или знания происходит через многократное повторение; проводимые игры должны иметь четко сформулированные правила, а при подборе игрового материала следует учитывать возможности конкретной группы детей; обязательное использование игровых атрибутов (игрушки, игровые пособия). Следует также помнить, что при обучении игре детей с особенностями развития педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета [2].
В результате правильно организованного обучения игре дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители.
Таким образом, организация обучения детей с ОВЗ игровой деятельности компенсирует ряд отклонений в их развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать и отражать окружающий мир в разных видах детских игр, учиться строить взаимоотношения в социуме, перенося эти отношения в игру.
Список литературы:
1. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа : учебно-методическое пособие / О. П. Гаврилушкина. - Москва : Дрофа, 2010. - 207 с.
2. Организация игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие для педагогов ДОО / сост. Г. В. Яковлева, Е. В. Андрющенко. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 136 с.
3. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занимательных игр и упражнений: практическое пособие для педагогов и родителей /сост. : Г. В. Алпатова, Е. И. Милосердова, Е. П. Тафинцева. - Котовск, ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2019. – 36c.