Папки-передвижки

Статья «Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Остраница Светлана Евгеньевна
Статья «Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»

«Организация детской экспериментальной деятельности младшего

дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Остраница Светлана Евгеньевна

воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки»

город Анадырь

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню, дай

Попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения.

Публикация «Статья „Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития“» размещена в разделах

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. В дошкольном детстве закладывается фундамент представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей до-школьного возраста. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. Установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование дифференцированного представления о живом и неживом. Моя цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе.

Работа по экологическому воспитанию проводится в разных формах: индивидуальная и подгрупповая, игры-занятия, прогулки, экспериментальные и дидактические игры. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Все исследователи экспериментирования выделяют особенность познава-тельной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической дея-тельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится в форме игрового экспериментирования.

В свободное время решено было дополнительно проводить игры-эксперименты, не предусмотренные программой, но доступные пониманию детей. Подготовку к проведению игр-экспериментов начала с изучения методики и требований, предъявляемых к проведению экспериментов. Познакомилась с различными опытами. Но, учитывая наши климатические условия, такая возможность у наших деток краткосрочна, поэтому в нашей группе создан развивающий центр «Песка и воды». Разработала перспективное планирование и начала проводить с детьми исследовательскую деятельность в игровой форме.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:

формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Игры-эксперименты использовала не просто как заполнение свободного времени детьми, а как спланированный и целенаправленный способ решения познавательной задачи. Появившаяся у детей заинтересованность заставила их видеть вокруг себя много неизвестного, непонятного, загадочного.

Например, знакомство со свойствами воды началось с простейших игр-экспериментов : вода течет, разливается, не имеет вкуса, цвета и запаха, прозрачная, бывает холодная, горячая. В игре «Тонет — не тонет» дети рассуждали: почему из глины можно лепить, а из камня нет? Почему одни предметы тонут, а другие плавают? Почему сахар в воде растворился, а песок оседает на дно стакана?

Перед проведением игр-экспериментов ставила проблемную познаватель-ную задачу, давала время на обдумывание, а затем привлекала к обсуждению хода эксперимента.

Ответственным моментом является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формирование выводов. Для этого побуждала детей к самостоя-тельным умозаключениям, выслушивала все высказывания ребят, задавала до-полнительные вопросы, которые могли бы дать направление мысли. Продолжительность игр-экспериментов определялась многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, заинтересованностью детей.

Ознакомление детей с природой с помощью игр-экспериментов имеет большое развивающее значение. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что оно становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Большую помощь и поддержку в своей работе получила со стороны родителей. Для того чтобы привлечь их к совместной работе, оформила ширмы: «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами» и «Экспериментирование с предметами», где разместила фотографии с играми-экспериментами детей в группе. Подготовила консультации: «Какие игры с водой можно организовать дома, «Сказочные игры-эксперименты», «Упрямый воздух», «Играем на бобах».

Во время проведения дней открытых дверей, родители могли наглядно увидеть игры-эксперименты детей и оценить их значение. Благодаря родителям, в экспериментальной зоне нашей группы появились увеличительные стекла, магниты, мерные стаканчики, а также природный материал: глина, разные виды камней. Все это оказалось настолько увлекательным, что заинтересовало не только детей, но и их родителей. Это позволило проводить несложные игры в домашних условиях.

Благодаря экспериментальной деятельности, у детей развивается наблюдательность, мышление, логика, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Поисковые действия направлены на развитие познавательных способностей, в этом и есть их педагогическая ценность.

Главным достоинством метода экспериментирования является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Список литературы:

1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004

4. Материалы Интернет-сайтов.

5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. -сост. В. Сотникова. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005

6. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ. 2004

8. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособия для работников дошкольных учреждений. - Иванова А. К М. : ТЦ Сфера, 2003.

9. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольни-ков. /Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

10. Дошкольное воспитание. Ж., 7-2001 г. Исследовательская деятельность до-школьника. Л. Харитонова.

Публикации по теме:

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Проект «Огород на окне» (подготовительная группа)Проект «Огород на окне» (подготовительная группа) В прошлом году выпустила подготовительную группу, мы с детками работали над проектом "Огород на окне". С самого рождения ребёнок является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 13:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД