Любовь Суворова
Статья: «Особенности развития игровой деятельности у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности развития игровой деятельности у детей с ОВЗ»
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
ГКУ ЦССВ «Сколковский»
СТАТЬЯ
ТЕМА: "Особенности развития игровой
деятельности у детей с ОВЗ"
Учитель-дефектолог:
Л. В. Суворова
2017
Публикация «Статья: „Особенности развития игровой деятельности у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из основных положений является признание общности закономерностей развития нормального ребенка и дошкольника с ОВЗ. Это означает, что в жизни каждого ребенка, не зависимо от его интеллектуальных возможностей должна быть «эпоха игры». Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психического облика умственно отсталого ребенка. Должна, но как показывают специальное изучение и педагогический опыт, становится таковой лишь под влиянием длительного обучения.
Среди множества причин, тормозящих самостоятельное последовательное становление игры у ребенка с ОВЗ, следует прежде всего выделить главную – недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящее к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности.
Перед педагогами стоит задача постепенного введения ребенка с ОВЗ в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у ребёнка с нарушением интеллекта возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен.
Игра — одно из наиболее эффективных средств воспитания, становления индивидуальности ребенка, становлении его как личности, адаптации его в обществе. Все это приобретает особо важное значение в воспитании ребенка.
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые
мыслительные процессы возникают у него в результате познаний свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находятся в тесном контакте. Первые проблески мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется наглядно-действенной, и способствует формированию других, более сложных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Дети с ОВЗ часто не осознают наличие проблемной ситуации, а если и понимают её, то не связывают поиск решения с необходимостью использования вспомогательных средств.
Мышление у детей с ОВЗ характеризуется беспорядочностью, бессистемностью имеющихся представлений и понятий, отсутствием и слабостью имеющихся представлений и понятий, смысловых связей, трудностью их установления, инертностью и затрудненностью общения.
Образовательная система ориентировала педагога на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний. Специалисты, претворяющие в жизнь принципы гуманистической педагогики, считают, что гораздо важнее создать среду учения, которая была бы наиболее благоприятной для развития способностей ребенка.
Еще Л. С. Выготский писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Истина человеку недоступна. Это касалось логики. Но что нам может дать в этом вопросе образное мышление?
Логика явилась революцией для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась дальнейшем развитием личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует мышление образное. Оно уже постепенно проникает в сознание людей, но пока в очень незначительных размерах. Это сознание пробудилось благодаря системе общественного устройства, при которой человек предоставлен сам себе, а не находящийся под постоянным физическим или идеологическим гнетом других, – демократией. Раньше эти зачатки находились лишь у мыслителей, философов, художников и писателей, в большинстве своем имеющих титулованное происхождение. Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический скачок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.
Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.
Поэтому необходимо выявить уровень развития образного мышления ребёнка и его проявления в процессе обучения.