Алена Луконина
Консультация «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
"Особенности взаимодействия с семьями воспитанников"
из опыта работы.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Публикация «Консультация „Особенности взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.
Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу стараюсь организовать компактной, но эффективной.
Предлагаю вашему вниманию примерный перспективный план работы с родителями.
Форма работы Цели Ответственные Отм. о выполнении
Сентябрь
Родительское собрание «Особенности развития детей 3-4 года жизни и задачи воспитательно-образовательной работы с ними в детском саду и семье» Ознакомление родителей с работой группы, планами на год, получение рекомендаций и пожеланий. Выбор родительского комитета.
Стенгазета «Давайте познакомимся» Поближе познакомиться с внутренним миром воспитанников, узнать интересы, занятия семьи.
Воспитывать чувство ответственности в выполнении коллективных, совместных проектов.
Октябрь
Выставка поделок из природного материала «Осенняя выставка» Побудить родителей принять участие в выставке, рассказать о важности совместного с детьми творчества.
Осенний субботник Побудить родителей принять участие в общественной жизни детского сада.
Консультация «Баю-баюшки-баю, или как уложить ребенка спать» Рассказать родителям о том, как уложить ребёнка спать без конфликтов.
Папка-передвижка «Правила дорожного движения для малышей» Рассказать родителям о важности выполнения правил дорожного движения, последствиях их несоблюдения.
Ноябрь
Выставка работ «Тестопластика» Привлечение родителей к участию в жизни группы, воспитывать чувство сплоченности.
Консультация «Формирование самостоятельности у детей» Дать информацию о важности воспитания самостоятельности у детей.
Стенгазета «Моя мама самая…» Побудить родителей участвовать в общественной жизни группы.
Консультация «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет» Рассказать родителям о роли развивающих игр.
Декабрь
Совместный праздник «Новый год»
Получить заряд положительных эмоций, порадоваться за успехи детей. Побудить к совместному общению.
Консультация «Новогодние приметы и традиции» Дать информацию родителям о новогодних приметах и традициях
Консультация «Зимние игры и забавы на свежем воздухе» Рассказать родителям о возможных играх и забавах на свежем воздухе в зимний период.
Выставка «Новогодняя игрушка»
Побудить родителей участвовать в общественной жизни детского сада.
Январь
Консультация «Игрушка в жизни ребенка» Дать информацию родителям о важности игрушки в жизни ребенка
Консультация «Когда ребенок ябедничает» Рассказать родителям как вести себя с ребенком-ябедой.
Февраль
Выставка работ «Персональная выставка» Привлечение родителей к творческой совместной работе. Воспитание сплоченности детей и родителей в выполнении поделки.
Папка-передвижка «Масленица широкая» Познакомить родителей с праздником, народными традициями и обычаями.
Консультация «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста» Дать информацию о важности развития речейвой активности детей.
Консультация «Детское упрямство» Помочь родителям справится с упрямством детей
Март
Совместный праздник «Международный женский день 8 марта» Получение положительных эмоций от совместно проведенного мероприятия, развитие сплоченности детей и родителей.
Выставка работ
Апрель
День открытых дверей, проведение открытого мероприятия Дать возможность поближе пообщаться детям и родителям. Воспитывать желание участвовать в жизни группы.
День открытых дверей, проведение открытого мероприятия Дать возможность поближе пообщаться детям и родителям. Воспитывать желание участвовать в жизни группы.
Субботник «Чистота – залог здоровья» Подготовка участка к летнему периоду, воспитать чувство сплоченности коллектива.
Выставка работ Привлечение родителей к участию в жизни группы, воспитывать чувство сплоченности. Получение приятных впечатлений.
Май
Родительское собрание «Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год» Подведение итогов учебного года, объявление благодарностей за совместную работу.
Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников» Дать информацию родителям о математических способностях детей дошкольников
Выставка Привлечение родителей к творческой совместной работе. Воспитание сплоченности детей и родителей в выполнении поделки.
Консультация «Учим детей беречь природу» Рассказать родителям о важном значении экологического воспитания дошкольников.