Лучший педагог года

Патриотическое воспитание дошкольников (опыт работы)

Найденова Юлия Владимировна
Патриотическое воспитание дошкольников (опыт работы)

Найденова Юлия Владимировна

МБДОУ №51 "Тополек "

г. Калуга

Патриотическое воспитание дошкольников

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Показаны возможности организации работы по патриотическому воспитанию в поготовительной группе детского сада.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников (опыт работы)» размещена в разделах

Воспитание у детей любви к Родине всегда было в числе приоритетных воспитательных задач во все времена. В настоящее время особую тревогу вызывает у современных детей утрата патриотических ценностей. Существует реальная потребность общества в воспитании молодого поколения патриотами, способными вывести нашу страну из экономического и нравственного кризиса, готовых защитить Россию от любого нашествия из вне.

Чувство любви к Родине может возникнуть только на основе знаний, применение знаний патриотического характера в жизни является основой поведения, связанного с причастностью к своему народу, своей стране. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос об отборе содержания знаний патриотического характера, всегда важен, и естественным требованием к содержанию патриотического воспитания детей является включение в него духовно-нравственного, культурно-исторического и других компонентов, знание традиций и истории Отечества.

Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. В понятие «патриотическое воспитание» заложено формирование человека с определенными духовно-нравственными ориентирами. Фундаментом воспитания русских детей дошкольного возраста на протяжении долгого времени был патриотизм. Патриотизм, по мнению Г. Г. Кирпичевой, – это «глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины» [1]

Проблему патриотического воспитания необходимо начинать решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Система работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду строится на ознакомлении с предметами ближайшего окружения. В рамках данного направления воспитывают уважение к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; знакомят с людьми, прославившими Россию. Ознакомление с явлениями общественной жизни способствует у детей дошкольного возраста воспитанию чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники); воспитанию любви к родному краю, к Родине (в ходе формирования представлений о стране, городах, столице, символике государства; знакомства с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; знакомства с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства).

Многие педагоги испытывают трудности в отборе сведений, которые можно использовать в работе с детьми в патриотическом воспитании. В подготовительной группе работа по патриотическому воспитанию проводится в рамках игровой и продуктивной деятельности. Например, к государственному празднику «День России», который наша страна официально отмечает с 1992 года, дети подготовительной группы изготовили коллективное панно в виде российского триколора. На панно рядами были наклеены цветы, которые дети младшей группы закрасили в цвета государственного флага. Каждый ребенок закрасил по одному цветку и это было очень символично – так дети узнали, что каждый гражданин страны может вносить свой посильный вклад в обще дело на благо Нашей Родины. В средней группе также было проведено занятие рисованием «Матрешки – достояние России», на котором дети раскрашивали силуэты матрешек, предварительно познакомившись с многообразием вариантов росписи этой традиционной русской игрушки. Результатом работы стала выставка изображений матрешек.

В процессе своей работы мы знакомили детей с родным домом, где они живут с мамами и папами. Дошкольники узнали, что у каждого дома есть адрес и мы постарались запомнить его, научились называть себя по имени и фамилии. Полученные знания мы включали в творческие игры, например: «Мальчик потерялся, а как его зовут?», «Где он живет?», «Если мальчик назовёт своё имя и адрес, мы сможем помочь ему попасть домой?», «Если кто-то заболел, нужно вызвать врача, значит нужно назвать своё имя, фамилию, адрес». Так ребята получили первые элементарные знания о родном городе. В подготовительной группе знакомство с родным городом осуществлялось нами не только через общение с дошкольниками, но и через игровые ситуации такие, как: «Помоги малышу попасть домой», «Пригласи гостей по телефону к себе в гости», «Расскажи гостям про детский сад», но и в учебной деятельности: как вести себя на улице города, чтобы не заблудиться, что нужно сказать по телефону, если тебе потребуется помощь». В процессе общения с детьми о родном доме, мы обращали внимание их на то, что они живут на разных улицах, кто-то добирается домой пешком, их дом находится близко к ДОО, а другим приходится ехать на автобусе. Так начался новый этап познания родного города: путешествия по улицам города.

К работе по патриотическому воспитанию детей также привлекаются родители. Родители принимают активное участие в изготовлении семейных альбомов, которые в настоящее время размещены в патриотическом уголке подготовительной группы. 8 июля – День любви, семьи и верности – также отмечается в нашем детском саду. В этот день дети подготовительной группы отгадывают загадки про членов семьи, играют в игру «Мама зовет меня ласково.», слушают стихи и песни о семье.

Таким образом, патриотическое воспитание – процесс воспитания любви к своей Родине, воспитание чувства сопричастности и ответственности по отношению к своей стране. В патриотическом воспитании дошкольников особое внимание уделяется воспитанию привязанности к семье, родному краю, а также уважению к прошлому и настоящему, традициям своей великой страны.

Список литературы

1. Кирпичева Г. Г. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях развития России// В сборнике: Стратегическое направление развития образования в Оренбургской области. Научно-практическая конференция с международным участием. 2017. С. 339-345.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников (опыт работы)
Опубликовано: 7 июля 2023 в 12:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД