Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях лекотеки

Екатерина Макаренко
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях лекотеки

Статья

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях лекотеки

В настоящее время существует большое количество исследований в области организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, например, таких авторов как А. В. Мудрик, Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман. В связи с этим под сопровождением понимается особый вид профессиональной деятельности взрослого, которые направлен на решение определенных специфических проблем личности ребенка и своих задач. В процессе педагогического взаимодействия ребенок в один момент является и субъектом, и объектом саморазвития и самовоспитания. Однако необходимо отметить, что непосредственно объектом выступает не сам ребенок, а условия его жизни, способы действия, качества как личности.

Под психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья понимается не просто совокупность различных методов коррекционно-развивающей работы, но и особая культура поддержки и помощи ребенку, а также комплексная технология, которая способствует успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Сегодня одной их актуальных и недостаточно разработанных проблем является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях лекотеки. Это объясняется тем, что в настоящее время возрастает необходимость в непрерывном сопровождении дошкольника с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах его развития. При посещении лекотеки эффект развития ребенка непременно увеличивается [4].

Происхождение слово «лекотека» («lekotek») идет от шведского «leko», обозначающее «игрушка», и греческого «tek» - «собрание», «коллекция». В 1963 году в университетской клинике Стокгольма при взаимодействии педагогов и родителей была основана первая лекотека с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. А уже в 1980 году была организована первая американская лекотека. В настоящее время в США очень развита сеть лекотек для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, именно лекотеки помогают детям «с особенностями в развитии» при вхождении в социум, при адаптации к общественной и семейной жизни.

Главная цель лекотеки – создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка с ограниченными возможностями развития, а также психологической поддержки его семьи. В связи с этим появилась необходимость в создании индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы для оказания психолого-педагогической помощи семьям, которые воспитывают детей «с особенностями в развитии», и непосредственно для реализации деятельности лекотеки.

Принципы лекотеки:

- недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком;

- уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку;

- конструктивное общение родителей с ребёнком;

- активация игровой деятельности;

-соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка;

- организация оптимальной игровой среды;

- междисциплинарный командный подход.

Лекотека организовано для детей, которые по состоянию своего здоровья или развития не могут посещать государственные образовательные учреждения и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. По этой причине специалисты, которые работают в лекотеке, занимаются организацией работы по психологической помощи семье, а также реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, по большей степени в процессе игровой деятельности.

Таким образом, непосредственно на гуманистическом подходе с использованием арт-терапевтических техник для выполнения психокоррекции, психопрофилактики, осуществления психологической поддержки развития личности ребенка, а кроме того игровых методов, и базируется деятельность лекотеки [4].

В лекотекепредставлены следующие формы деятельность:

- Консультация профессионалов: психолога, логопеда, дефектолога, арт-терапевта, научного руководителя. Главная цель заключается в профилактике появления наиболее серьёзных проблем в развитии. Специалисты должны дать отцу с матерью подробную информацию по каждому по каждому интересующему их вопросу, познакомить их с различными методами решения существующей проблемы, для того чтобы в перспективе они имели возможность заниматься с ребёнком в домашних условиях без помощи специалистов.

Диагностическая игровая ситуация включает диагностику уровня развития ребёнка. Диагностика осуществляется в игровой форме и подразумевает междисциплинарную оценку специалистов.

Терапевтический игровой сеанс - это применение игровой терапии (от греч. «служитель») в установленный промежуток времени (от 30 мин. до 1 часа) без паузы, это игровой процесс, который можно видеть и которому следует способствовать, но его нереально применять, это процесс ожидания результатов ребёнка. Дети с отличительными чертами в развитии нередкого всего не имеют возможности посещать детские дошкольные учреждения, для них свойственен дефицит в общении со сверстниками и иными людьми. По этой причине одним из значимых компонентов коррекционно-развивающей программы является осуществление групповых занятий. Занятия в команде содействуют развитию умений общественного взаимодействия, стимулируют формирование коммуникативных и когнитивных способностей. Ребята учатся распознавать собственные и посторонние эмоции.

Включение ребёнка в группу даёт возможность стать активным и полноправным участником общественного взаимодействия, членом микрогруппы. Это подразумевает соблюдение установленных правил и норм, усвоение которых стимулирует формирование эмоционально-волевой сферы, в том числе саморегуляции, что в особенности немаловажно для ребенка с аутоподобным поведением, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [1].

Создание лекотеки призвано усовершенствовать обстановку, связанную с доступностью квалифицированной коррекционной поддержки детям с нарушениями развития либо риском данных патологий. Результативность коррекционно-развивающей помощи детям с особенными просветительными нуждами находится в зависимости от её оперативности, то, что считается наиболее важным вопросом для детей раннего возраста.

В ходе предложения поддержки ребятам с нарушениями формирования в обстоятельствах лекотеки более результативными считаются технологии игровой кинезиотерапии, измененной Миллер-терапии, Монтессори, арт-терапевтические способы во всем своём многообразии, тренинги раннего развития в паре мать – дитя (к примеру, «Кенгуру» С. В. Ворониной, Р. Ю. Кухаренко, программы по профилактике агрессивного поведения у детей раннего возраста (к примеру, программа И. В. Ковалёвой).

Для работы с родителями в условиях лекотеки хорошо себя демонстрируют программы тренингов для родителей, которые воспитывают детей с особенными образовательными потребностями (к примеру, В. В. Ткачевой, нацеленные на гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений, псикоррекционной работы с мамами, воспитывающими детей с отклонениями в развитии и некоторые другие [2].

Посещение Лекотеки и иных поддерживающих органов реабилитационного характера обязательно увеличит результативность развития ребёнка. Предположим, семья ребёнка с проблемами здоровья ограничится посещением одного учреждения, где услуги предоставляются ограниченное время. В данной ситуации нет возможности видеть процесс развития ребёнка в обстоятельствах непрерывности сопровождения и своевременно фиксировать динамику, что в свою очередь может уменьшить уровень эффективности коррекционных мероприятий. Если же создать обстановку, когда семья посещает и учреждение с системой разных междисциплинарных влияний, и лекотеку, то мониторинг развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья станет наиболее подходящим.

Обычно родители ребёнка с особенностями в развитии нуждаются как в психологической, так и в информационной поддержке. Многие матери, приводящие ребёнка на диагностику, откровенно поражаются тому, что с ним можно играть. Таким образом, отличительными чертами работы психолога в Лекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации, индивидуальном развитии и преодолении психогенных патологий, но и обучение родителей способам и методам результативного взаимодействия с детьми. Для работы лекотеки значимым аспектом является совместная работа с родителями, выстроенная на уважении и принятии их такими, какими бы они ни были. В оказании ребенку помощи с нарушениями развития необходимы общие усилия специалистов лекотеки и родителей. Безграничное взаимодействие ребенка и семьи, посредством разнообразных форм работы специалистов помогают главным участникам этого процесса социализироваться. Способность наладить доверительные взаимоотношения с родителями – путь эффективного взаимодействия специалистов лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это общая работа специалистов с семьей и ребенком, нацеленная на предоставление квалифицированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, а кроме того членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Основное условие – взаимодействие, и совместная работа семьи и специалистов [3].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями развития уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Литература

1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М., 2014. С. 29-44.

2. Казьмин А. М., Казьмина Л. В., Ярыгин В. Н. с соавт. Российская Лекотека : Методическое пособие (Служба специальной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития). - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. - 138 с.

3. Лёгких Н. П. Лекотека. Особенности организации и функционирования.Краснодар: Просвещение- Юг, 2012.-140с.

4. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М. ,2008. -160с.

5. Романова Н. Е. Содержание работы в Лекотеке.Краснодар: Просвещение – Юг, 2012 – 114с.

Публикации по теме:

Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» I. Введение Принятие Федерального закона «Об.

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ Введение стандарта дошкольного образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях, определило.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего дошкольного возраста в процессе его адаптации к дошкольному учреждению Введение Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в.

Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях лекотеки
Опубликовано: 4 октября 2019 в 10:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки