МААМ-картинки

Опыт работы «Работа с семьями мигрантов»

Светлана Валейнина
Опыт работы «Работа с семьями мигрантов»

Валейнина Светлана Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной

категории МКДОУ д/с № 11

Работа с семьями мигрантов

Мигрант – это лицо, которое меняет место жительства в

государстве или переезжает на постоянное место жительства в прочее

государство по причине национально-правовой, экономической,

политической нестабильности.

При широком объяснении, мигрантом можно также назвать человека,

который совершает маятниковые миграции или регулярные передвижения из

одного населенного пункта в другой, для того, чтобы получить образование

Публикация «Опыт работы „Работа с семьями мигрантов“» размещена в разделах

или на работу.

В последние годы в связи с происходящими по всему миру

социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции

населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни,

социальные связи, природно-средовые условия проживания и

жизнедеятельности.

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом

семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой

язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.

Самыми незащищ нными в этой ситуации, конечно же, оказываются

дети, которые составляют весомую долю в миграционном потоке, процесс

социализации для которых имеет свою специфику. Дети-мигранты

сталкиваются с проявлениями непереностимости, агрессивности по

отношению к ним детей из групп этнического большинства. Наряду с этим

дети доминирующей группы могут выражать негативные оценки по

отношению к детям из других этнических групп. В связи с этим у детей

этнического меньшинства могут появиться негативные установки по

отношению к собственной этнической общности, включающие в себя

неудовлетвор нность собственной этичностью, чувство униженности,

ощущение неполноценности или даже отрицание собственной этнической

идентичности, желание е спрятать.

Проблема приобщения детей, для которых русский язык не является

родным к социальному миру в условиях русскоязычной среды дошкольной

образовательной организации оста тся одной из сложных в процессе

формирования личности реб нка.

При поступлении в детский сад дети - иностранцы переживают кризис

вхождения в новую социальную общность при переходе от другой

социальной среды, растворение в ней детерминируется процессом

индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду.

Анализ процесса социализации данной группы детей убеждает в

необходимости оказывать реб нку квалифицированную помощь в сложном

процессе вхождения в мир людей, другой языковой культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования определяет проблему позитивной социализации детей

дошкольного возраста как основную, приоритетную в современных

дошкольных образовательных организациях. Социализация личности

дошкольника является фундаментом в становлении и проявлении социальной

культуры. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для

социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных

отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит

ребенка во взрослую жизнь, по мнению Л. С. Выготского рассматривается как

«врастание в человеческую культуру». В дошкольном детстве закладываются

основы индивидуального стиля социализации.

Эта проблема актуальна практически во всех возрастах. Особенности

поведения детей в непривычных условиях и в отсутствии общего языка со

сверстниками ведут к созданию особых отношений внутри группы.

Отношение детей к представителям иной национальности изначально

толерантное, воспринимающее знаковость «другого» как должное, вполне

само собой разумеющееся явление. Младшие даже не замечают особенностей

акцентного произношения и грамматических неправильностей, однако

старшие могут передразнивать или беззлобно копировать произношение

нерусских детей. На отношении русских детей к нерусским сказывается

позиция взрослых: если взрослый подчеркивает нетипичность поведения

ребенка с иным языком, все время выделяет его, дети также начинают

обращать на него внимание, а если этого не происходит, относятся

безразлично. Привыкнуть к детскому саду после жизни в семье ребенку

всегда проблематично. Здесь другие требования, иные принципы

взаимодействия друг с другом, непривычная еда на завтрак, обед и полдник,

да и подают ее не тогда, когда дома.

В первые дни ребенку с иным языком тем более трудно сориентироваться

в происходящем, поскольку он не понимает объяснений и не всегда верно

интерпретирует интонацию, жесты и мимику. Ребенок слышит, что все

кругом говорят на языке, отличающемся от его «домашнего», и пока не

знает, как на это реагировать.

Родители детей-мигрантов не всегда способны заранее объяснить, что

люди в мире говорят на разных языках, что названия вещей, просьбы и

команды звучат по-разному, что полезно знать много языков, чтобы уметь

разговаривать с людьми, которые говорят иначе, чем ты сам.

Работа с детьми-мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию

к условиям поликультурного пространства, повышения уровня

познавательных способностей и развития речи у детей-мигрантов.

Психологическое сопровождение обеспечивается педагогомпсихологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его

личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в

преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и

когнитивной сферы.

Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня

компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из

семьи мигрантов, стремление воспитателей к открытому, позитивному и

доверительному общению с детьми и их родителями для благоприятного

условия адаптации сверстников.

Без глубокого осознания народной природы воспитания не может быть

взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса;

нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его

педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с

национальной культурой.

Ознакомление родителей с национальными особенностями воспитания

детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость этого этапа

обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности

социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные

установки и ценностные ориентации.

Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как

в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении

этнотолерантных установок у дошкольников.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из

семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду

предполагает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех

специалистов дошкольного учреждения.

Адаптироваться в детском саду детям-мигрантов — задача не из

легких. Происходит это у всех по-своему.

В нашем детском саду взаимодействие педагогов и родителей

происходит через систему содержательных, эмоциональных,

коммуникативных и действенных связей, основанных на межличностных

отношениях партнеров и направленных на решение общей педагогической

задачи, которое будет эффективным при поэтапной педагогической

технологии.

На первом этапе мы создаем общую установку на совместное решение

задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.

На втором этапе - взаимное ознакомление педагогов и родителей с

национальными особенностями воспитания детей в России и странах семеймигрантов.

Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов

свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи,

традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без глубокого

осознания народной природы воспитания не может быть взаимной

толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения

подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического

сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной

культурой. Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее

значение, как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении

этнотолерантных установок у дошкольников.

На третьем этапе - реализация единого, согласованного

индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка из семьи

мигрантов для преодоления, прежде всего языковых трудностей в освоении

нового социального опыта, а также ценностных ориентаций и культурных

традиций, для вхождения в группу сверстников и гармонизации отношений,

преодоления межличностного и межгруппового отчуждения. Данный этап

можно рассматривать как основной, ориентированный на достижение

социальной адаптации детей из семей мигрантов к детскому саду.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов

в организации его социальной адаптации в нашем детском саду предполагает

взаимодействие с детьми и родителями всех специалистов дошкольного

учреждения. Психологическая составляющая сопровождения обеспечивается

педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития

ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и

склонностей; помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных

способностей и пр.

Так же используются формы и способы взаимодействия с семьями

воспитанников, направленные на просвещение родителей и педагогов по

вопросам сохранения и укрепления позитивного психоэмоционального

состояния дошкольников, повышение этнокультурной осведомл нности,

обучение при мам эффективного межкультурного диалога:

консультации, семинары;

разработка и реализация совместных проектов;

деловые игры, брифинги, конференции;

игры-тренинги, клубы-тренинги;

круглые столы;

родительские клубы по интересам;

использование ИКТ;

элементы сказкотерапии;

создание сайтов.

Эти формы взаимодействия дошкольной организации с родителями

можно разрабатывать и реализовывать как изолированно, так и комплексно.

Последний вариант предполагает выделение особого пути решения

проблем языковой и социальной адаптации детей и семей социальных

мигрантов - через интеграцию деятельности образовательного учреждения

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Опыт работы по краеведению в школе. Поисковая работа учащихся ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В МКОУ «Кировский сельский лицей»» Химочкина Т. И. учитель истории и обществознания МКОУ «Кировский сельский лицей» «.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цели и задачи: 1. Взаимодействия.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей,.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Взаимодействие с семьями воспитанников. Перспективный план работы с родителями (или лицами, их заменяющими) Взаимодействие с семьями воспитанников ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (или лицами, их заменяющими) Форма работы с родителями Название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Работа с семьями мигрантов»
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 19:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД