Получи документы

Развитие мотивационной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ

Eкатерина Борисенко
Развитие мотивационной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ

В современной социокультурной ситуации развития общества необходимость в инновационной образовательной деятельности в дошкольных организациях обусловлено следующими фактами. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования повлияли на модернизацию системы образования, методологию и технологии образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Во-вторых, создание новых типов дошкольных организаций предопределяет необходимость в их развитии и совершенствовании в целях достижения конкурентоспособности.

Публикация «Развитие мотивационной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Анализ научно-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования готовности педагога к инновационной деятельности как фактора, позволяющего нивелировать проявления негативных характеристик профессиональных стереотипов и профессионального выгорания. Основанием для такого вывода послужили исследования В. И. Антонюка, А. Л. Бесшапошникова, В. Г. Войцеховского, В. Б. Власова, М. В. Волкова, В. Н. Гасилина, В. Ф. Галыгина, Н. А. Ильина, М. В. Кроза, В. В. Сильвестрова, О. С. Советова, П. Д. Тищенко, Л. В. Шибаева, которые в своих работах определяют готовность педагога к инновационной деятельности как фактор, способный изменять устоявшиеся стереотипы профессионально-педагогической деятельности. Внедрение инноваций требует новых способов решения образовательных проблем, предполагает изменение профессиональных стереотипов, связанных с изменением подхода к образованию, его целями, используемыми методами (В. И. Журавлев, В. С. Лазарев и т. д.).

По мнению Н. Р. Юсуфбековой, инновационная деятельность – это деятельность, для которой характерно созидание, апробация и внедрение новшеств, следствием чего является повышение качества образования (благоприятно влияющего на интеллектуальную, духовную, эмоциональную и физическую сферы подрастающего поколения). Инновационная деятельность связана с существенными изменениями в содержании образования, в организации образовательных процессов, в образовательных средствах или в образовательном пространстве [4].

В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание готовности педагога к инновационной деятельности (В. П. Ларина, А. В. Лоренсов, И. Е. Пискарева, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Н. П. Фетискин и др., где мотивационный компонент выделяется наряду с креативным, технологическим и рефлексивным компонентами.

В структуре готовности педагога к инновационной деятельности И. Д. Дерновский и Ф. Р. Султанова выделяют мотивационный компонент первым. Поэтому мы можем предположить, что именно мотивация является наиболее важной в организации осуществления инновационной деятельности педагогом дошкольного образовательного учреждения [1; 3].

По мнению О. Н. Коптяевой, мотивационная готовность педагогов – это совокупность внутренних мотивов, соответствующих инновационной деятельности и обеспечивает успешность ее освоения и осуществления [2].

Под понятием «мотивационная готовность к инновационной деятельности» мы понимаем определенную совокупность внутренних мотивов инновационной деятельности, которые определяют успешность ее освоения и осуществления. На основе научных публикаций и работ исследователей (М. И. Дьяченко, Л. Н. Захарова, И. Е. Пискарева, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский и др.) можно выделить основные показатели мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности в детском саду :

проявление интереса к инновациям позитивное отношение к инновациям, желание заниматься нововведениями, переживание позитивных эмоциональных состояний, с вязанных с инновационной деятельностью, оценка своего профессионально-личностного опыта в контексте инноваций, положительное отношение к перспективам инновационной деятельности;

сформированность мотива саморазвития и самообразования осознание своих потенциальных возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;

сформированность мотива преодоления профессиональных барьеров и затруднений осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить, осознание своих профессиональных проблем, самостоятельное решение данных проблем и принятие ответственности за свои решения.

Мы рассматриваем следующие компоненты мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности и в соответствии с ними показатели:

ценностный компонент (мотивация к освоению и осуществлению инновационной деятельности в образовательном процессе детского сада, (система мотивов выбора профессиональной деятельности, ориентация на ценности педагогической деятельности);

операционально-деятельностный компонент (сформированность конкретных умений планирования и осуществления инновационной деятельности в образовательном процессе);

рефлексивно-оценочный (рефлексивность личностно-смыслового отношения к инновационной деятельности в образовательном процессе).

Процесс развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности мы рассматриваем как целесообразный, организованный процесс, актуализирующий инновационный потенциал педагога, способствующий развитию личностных и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Этапы развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности включают :

1) диагностика уровня мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности в дошкольной организации;

2) разработка индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности;

3) определение стратегии реализации индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности;

4) осуществление педагогом индивидуального маршрута развития мотивационной готовности к инновационной деятельности.

На первом этапе проводиться диагностика исходного уровня мотивационной готовности к инновационной деятельности.

На втором этапе осуществляется постановка целей и задач, определение форм и методов реализации индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности. С этой целью анализируется профессиональная деятельность педагога, выявляются проблемы и затруднения в осуществлении инновационной деятельности, планируются варианты решения выявленных проблем и затруднений. Это помогает педагогу определить для себя цель и задачи в осуществлении инновационной деятельности.

На третьем этапе проектирования индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к определяется стратегия и условия реализации индивидуального маршрута. Педагог осуществляет проектирование этапов индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной детяльности, описывает необходимые действия на каждом из них и результаты реализации маршрута.

На четвертом этапе педагог реализовывает в профессиональной деятельности индивидуальный маршрут развития мотивационной готовности к инновационной деятельности. В соответствии с потенциальными возможностями и профессиональными потребностями педагог совместно со старшим воспитателем корректирует свой индивидуальной маршрут развития.

В перспективе педагог может самостоятельно планировать и корректировать свой индивидуальный маршрут развития мотивационной готовности к инновационной деятельности с учетом приобретенного субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Таким образом, в современной ситуации перехода отечественной системы образования на новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования дошкольные образовательные организации автоматически включаются в инновационную деятельность, поэтому, как следствие, у педагога должна быть актуализирована ориентация на инновационную деятельность. Как один из важнейших компонентов профессиональной готовности, мотивационная готовность является условием эффективности инновационной деятельности педагога, способствующей максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Развитие мотивационной готовности к осуществлению инновационной деятельности формирует инновационную позицию педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерновский И. Д. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособ. – К. : «Академвидав», 2004. – 352 с.

2. Коптяева О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : дис. канд. псих. наук: 19.00.07. Ярославль. гос. ун-т. 2009. 243 с.

3. Султанова Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2005. – 20 с.

4. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики : опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991. – 91 с.

Публикации по теме:

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Комплекс мероприятий по осуществлению здоровьесберегающих технологий для младшей возрастной группы I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 1. Бодрящая гимнастика - комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Стажировочная площадка в рамках инновационной деятельностиСтажировочная площадка в рамках инновационной деятельности Доброго времени суток, дорогие коллеги! Сегодня хочу поделиться тем, что наш детский сад благополучно закончил работу стажировочной площадки.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мотивационной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 25 декабря 2021 в 18:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД