Аделина Курганская
Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников.
Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, вверх — вниз, вправо -влево). За это отвечают зрение, слух, осязание. Умение различать «право-лево» состоит из целого комплекса составляющих, которые могут формироваться поэтапно и не один год. Для этого существуют подсказки, которыми можно пользоваться для более наглядного запоминания – браслет на правой руке, часы на левой руке и т. д. Кинестетические подсказки, когда мысленно мы вспоминаем в какой руке держим карандаш, ложку, какой рукой здороваемся. Логические подсказки – чтение слева-направо, письмо слева-направо. Навыки ориентирования в пространстве тесно связаны с развитием мышления и речи, поэтому, не развивая эти навыки, мы тормозим интеллектуальное развитие ребенка.
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников» размещена в разделах
Игры и упражнения, направленные на ориентировку в пространстве (право-лево) и организацию движений:
Цель: упражнять детей ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
«Части тела»
Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу. Ребенок дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит «это моя левая рука». Начавший игру соглашается или нет. Затем очередь переходит к взрослому.
«Веселый мяч»
Что такое, что за шум?
Скачет мячик: бум-бум-бум!
Прыг-прыг-прыг и скок-скок-скок, -
Укатился и примолк.
Мяч положить у правой ноги, перед ногами, слева, за спиной.
«Синхронное плавание»
Выполнять можно перед зеркалом, стоя в одну шеренгу (плечом к плечу)
Шаг вперед – 2 шага в право – шаг назад – шаг влево – кругом и т. д. Следя за синхронностью и меняя направление по желанию.
«Самолет»
Сначала разучиваются движения игры.
«Правая вертушка» – это вращение кистью правой как будто «заводим мотор».
«Левая вертушка» – это вращение кистью левой руки как будто заводим мотор левой рукой.
«Мотор» - руки согнуты в локтях перед грудью, вращение рук с ускорением.
«К взлету готов» - руки в сторону (крылья, ходьба с переходом в легкий бег.
«Поворот на право» - при повороте правое крыло опускаем вниз, а левое крыло приподнимаем.
«Поворот на лево» - при повороте левое крыло опускаем вниз, а правое крыло приподнимаем.
Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).
«Звездочка на спине»
1 вариант: Исходное положение (и. п.): лежа на спине, руки вдоль туловища.
1. Правую руку поднять вверх
2. Правую ногу отвести в сторону, вернуться в и. п.
3. Левую руку поднять вверх
4. Левую ногу отвести в сторону, в и. п.
2 вариант: С усложнением
1. Правую руку поднять вверх
2. Левую ногу отвести в сторону, в и. п.
3. Левую руку поднять вверх
4. Правую ногу отвести в сторону, в и. п.
С усложнением – выполнить вариант № 2
с закрытыми глазами, изменяя положение руки (в сторону, вперед, изменив
И. п - лежа на животе.
Обязательно проговаривая, чтобы ребенок воспринимал инструкцию на слух и учился включать слуховую и двигательную память, разбирался в пространстве своего тела, хорошо понимал его работу и умел управлять им.