Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников

Наталья Штыкова
Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников

Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности в группах различной направленности», научный руководитель: к. п. н., доцент кафедры управления дошкольным образованием Т. А. Ревягина.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов включает развивающие методы работы с детьми.

В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Любые движения, действия, перемещения в пространстве, различные виды деятельности человека все связано с необходимостью сохранять равновесие. Уже в попытках маленького ребенка садиться, вставать, ходить и т. п. ярко выражены функциональные проявления органов равновесия. От своевременного их развития зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, а также развитие его двигательной сферы. В развитии человека до последнего времени присутствовала неровность земной поверхности виде микро-, мезо- и макрорельефа. Микрорельеф при ходьбе босиком через раздражение рефлекторных зон подошвенной поверхности стопы активизирует многие (практически все) органы и системы организма. Мезорельеф (средний) заставляет человека ставить стопу на землю под разными углами, перешагивать, перепрыгивать кочки, камни, бревна и т. д. Все это тренирует вестибулярный аппарат, системы зрительно и сенсомоторной координации, свод стопы, позвоночник, весь опорно-двигательный аппарат. Макрорельеф - холмы, склоны, овраги -тренирует и развивает при его преодолении аэробные процессы, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и другие системы организма. Сегодня для формирования навыков и освоения ходьбы, бега, вертикального положения почти не осталось естественных возможностей.

Физиологическое равновесие тела, находящегося в вертикальном положении, достигаемое при условии правильного соотношения физиологических изгибов позвоночника и равномерного тонуса мышц – это суть идеальной осанки.

«Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения». (В. К. Добровольский).

Равновесие – это способность поддерживать контролируемое положение тела во время выполнения задания, например, сидя за столом, идя по бревну или наступая на бордюр. Для эффективного функционирования и выполнения определенных заданий человеку необходима способность поддерживать контролируемое положение тела во время статических (неподвижных) и динамических (подвижных) занятий.

В детском саду дети занимаются малыми группами по 10 – 15 человек. Учитываются индивидуальные особенности ребенка: каждому ребенку заводится индивидуальная карта, в которой записываются все данные по осмотру врача-ортопеда. После формирования групп начинается ознакомление детей с тем, что мы будем делать. Для этого используются различные наглядные пособия с изображением скелета, карту мышц, стопы в различных положениях. Работа над формированием правильной осанки разбивается на 2 уровня. Первый уровень имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки; цель второго уровня – доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно – суставное чувство. Длительность освоения сугубо индивидуальна. При работе над осанкой вначале использую исходное положение лежа как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело вертикально. В дальнейшем происходит работа в и. п. сидя, а затем стоя.

В начале года занятия проводятся без предметов, начиная с работы с собственным телом, поскольку одна из основных задач для нормального развития ребенка – развитие психомоторных способностей. Сюда входят – координация работы правой и левой половины тела (латеральность, согласованность верхней и нижней половины тела (центрация, передней и задней частей тела (фокус). Для решения этих задач использую комплексы с применением различных способов ползания, лазания. И конечно, многофункциональные средства, которые решают сразу несколько задач (равновесие, пространственная ориентация, тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации и согласованности различных частей тела и укрепление глубоких мышц спины и стопы) – это полусферы, фитболы.

Развитие равновесия способствует формированию

• Внимание и концентрация – способность концентрировать внимание на конкретной задаче в течение длительного периода времени.

• Осознание тела – знание различных частей тела и понимание принципов движения тела в пространстве по отношению к собственным конечностям и различным предметам.

• Зрительно-моторная координация – способность обрабатывать информацию, полученную посредством глаз, для контроля, руководства и направления рук при выполнении конкретных задач, таких как письмо или ловля мяча.

• Мышечная сила – способность прилагать силу для сопротивления.

• Мышечная выносливость – способность мышцы или группы мышц неоднократно прилагать силу против сопротивления.

• Управление положением тела – способность придавать устойчивость туловищу и шее для координации движения конечностей.

• Проприоцепция (ощущение себя в пространстве) – это информация, которую мозг получает от мышц и суставов и которая рассказывает ему о положении и движении тела в пространстве.

• Изолированное, обособленное движение – способность перемещать руку или ногу, сохраняя оставшуюся часть тела неподвижной.

Полусфера (его еще называют «балансир») - идеальный тренажер для тренировки вестибулярного аппарата, мышц ног, развития чувства равновесия и улучшения реакции. Диаметр полусферы - 37 см. Высота - 9 см. Вес - 2,6 кг. Полусферы - это снаряд, на котором можно выполнять упражнения, как без предметов, так и с предметами, стоя на двух или одной ноге (поочередно правой, левой, с открытыми и закрытыми глазами. Выполнение упражнений, стоя на балансировочной доске (полусфере, прежде всего, развивает способность сохранять равновесие. За счет активизации мышц-разгибателей у ребенка формируется правильная осанка; положение ног на полусфере укрепляет мышцы стоп и предупреждает развитие плоскостопия. Так же развиваются зрительно-моторная координация. Модально-специфические факторы (зрение, слух, вестибулярный аппарата, проприорецепция) интегрируются с двигательной системой. Происходит формирование ловкости, координации движений, выносливости, чувства равновесия.

Упражнения на деревянных полусферах начинаем с самых простых:

• наступание на перевернутый тренажер (устойчивой плоскостью к полу) сначала одной ногой, затем другой, удержание равновесия, стоя на полусфере в течение 2-3 секунд;

• прохождение по дорожке, составленной из нескольких перевернутых полусфер;наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой прямо (ступни ставить параллельно в центре основания, удержание равновесия в течение 2-3 секунд;

• прохождение по дорожке, составленной из нескольких полусфер установленных на основание и полукруглую часть (в чередовании);

• наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой справа затем слева (вначале возможна свободная балансировка руками, удержание равновесия в течение 2-3 секунд;

• наступание на полусферу, сначала одной ногой, затем другой прямо, удержание равновесия в течение 2-3 секунд с закрытыми глазами.

Помимо современного оборудования, которым оснащен зал, использую классическое оборудование: гимнастические мячи, деревянные гимнастические палки, упражнения на шведской стенке. В каждом блоке есть свой комплекс – набор упражнений соответствующий выше приведенному принципу. Но, начиная новый блок, я не даю сразу весь набор новых упражнений, а они вводятся по 1, по 2 в зависимости от сложности самого упражнения или функциональных возможностей детей. И так постепенно, весь комплекс заменяется, не теряется при этом уже наработанная интенсивность от работы с новыми упражнениями, как если бы я давала весь комплекс сразу. Здесь же хочется отметить, что необходимо научить детей во время работы смотреть только на себя, потому что, рекомендации для детей разные и учитывая это обстоятельство – индивидуализированный подход здесь особенно необходим, дети в одной группе, могут выполнять одно и тоже упражнение несколько по - разному, или дети со сниженным мышечным тонусом могут выполнять более простой вариант, отсюда и вытекает такая особенность.

Другой особенностью, является то, что упражнения требуют от детей большой концентрации внимания и часто удержания непривычного для их тела положения. И поэтому, обязательно, использую занятия в игровой форме, что облегчает запоминание и техники выполнения самого упражнения и снимает напряжение. Главное, сохранять баланс и объяснять, что это в первую очередь занятие, а потом игра. В конце каждого занятия включаю игру и либо самомассаж, дыхательную гимнастику и потягивания. Не отступая от этого правила, дети, ожидая игру в конце работы, охотнее концентрируются на выполнении заданий в основной части. выработка правильной осанки происходит путем образования динамического стереотипа, т. е. доведение до автоматизма привычки сидеть, стоять и ходить с правильным положением головы, туловища и конечностей. Для формирования осанки необходимо функциональное перевоспитание мышц – длительное, систематическое и последовательное, комплексное.

Публикации по теме:

Проект оздоровительной работы по профилактике плоскостопия дошкольников «Здоровая стопа — залог правильной осанки» Проект оздоровительной работы по профилактике плоскостопия детей дошкольного возрастаИдея проекта Профилактика и предупреждение плоскостопия.

Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возрастаИгры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста «Поможем ребенку быть здоровым». В последнее.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений осанки, корректирующая гимнастика» Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Составитель: Жаровских Екатерина Геннадьевна Болезни.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Коррекционно-оздоровительная гимнастика в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопияКоррекционно-оздоровительная гимнастика в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия Под осанкой подразумевают непринужденную позу без излишнего напряжения мускулатуры, которую человек обычно принимает в положении сидя и.

Методика формирования правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников Видео Во время занятий физической культурой с ребенком необходимо тщательно следить за тем, чтобы у него была правильная осанка, особенно надо.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.

Рекомендации для родителей дошкольников по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2018 в 17:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 1
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 1. Доброе время суток уважаемые друзья, коллеги и гости! Осенняя пора… Яркая, красочная, живая, богатая....
Конспект занятия по лепке «Грибочки для белочек» с детьми 4–5 лет
ЦЕЛЬ: формировать у детей эмоциональный отклик на просьбу о помощи. Задачи: продолжать учить детей формировать определенный предмет из пластилина, разными...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....