МААМ-картинки

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников

Наталья Штыкова
Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников

Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности в группах различной направленности», научный руководитель: к. п. н., доцент кафедры управления дошкольным образованием Т. А. Ревягина.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов включает развивающие методы работы с детьми.

Публикация «Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Любые движения, действия, перемещения в пространстве, различные виды деятельности человека все связано с необходимостью сохранять равновесие. Уже в попытках маленького ребенка садиться, вставать, ходить и т. п. ярко выражены функциональные проявления органов равновесия. От своевременного их развития зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, а также развитие его двигательной сферы. В развитии человека до последнего времени присутствовала неровность земной поверхности виде микро-, мезо- и макрорельефа. Микрорельеф при ходьбе босиком через раздражение рефлекторных зон подошвенной поверхности стопы активизирует многие (практически все) органы и системы организма. Мезорельеф (средний) заставляет человека ставить стопу на землю под разными углами, перешагивать, перепрыгивать кочки, камни, бревна и т. д. Все это тренирует вестибулярный аппарат, системы зрительно и сенсомоторной координации, свод стопы, позвоночник, весь опорно-двигательный аппарат. Макрорельеф - холмы, склоны, овраги -тренирует и развивает при его преодолении аэробные процессы, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и другие системы организма. Сегодня для формирования навыков и освоения ходьбы, бега, вертикального положения почти не осталось естественных возможностей.

Физиологическое равновесие тела, находящегося в вертикальном положении, достигаемое при условии правильного соотношения физиологических изгибов позвоночника и равномерного тонуса мышц – это суть идеальной осанки.

«Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения». (В. К. Добровольский).

Равновесие – это способность поддерживать контролируемое положение тела во время выполнения задания, например, сидя за столом, идя по бревну или наступая на бордюр. Для эффективного функционирования и выполнения определенных заданий человеку необходима способность поддерживать контролируемое положение тела во время статических (неподвижных) и динамических (подвижных) занятий.

В детском саду дети занимаются малыми группами по 10 – 15 человек. Учитываются индивидуальные особенности ребенка: каждому ребенку заводится индивидуальная карта, в которой записываются все данные по осмотру врача-ортопеда. После формирования групп начинается ознакомление детей с тем, что мы будем делать. Для этого используются различные наглядные пособия с изображением скелета, карту мышц, стопы в различных положениях. Работа над формированием правильной осанки разбивается на 2 уровня. Первый уровень имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки; цель второго уровня – доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно – суставное чувство. Длительность освоения сугубо индивидуальна. При работе над осанкой вначале использую исходное положение лежа как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело вертикально. В дальнейшем происходит работа в и. п. сидя, а затем стоя.

В начале года занятия проводятся без предметов, начиная с работы с собственным телом, поскольку одна из основных задач для нормального развития ребенка – развитие психомоторных способностей. Сюда входят – координация работы правой и левой половины тела (латеральность, согласованность верхней и нижней половины тела (центрация, передней и задней частей тела (фокус). Для решения этих задач использую комплексы с применением различных способов ползания, лазания. И конечно, многофункциональные средства, которые решают сразу несколько задач (равновесие, пространственная ориентация, тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации и согласованности различных частей тела и укрепление глубоких мышц спины и стопы) – это полусферы, фитболы.

Развитие равновесия способствует формированию

• Внимание и концентрация – способность концентрировать внимание на конкретной задаче в течение длительного периода времени.

• Осознание тела – знание различных частей тела и понимание принципов движения тела в пространстве по отношению к собственным конечностям и различным предметам.

• Зрительно-моторная координация – способность обрабатывать информацию, полученную посредством глаз, для контроля, руководства и направления рук при выполнении конкретных задач, таких как письмо или ловля мяча.

• Мышечная сила – способность прилагать силу для сопротивления.

• Мышечная выносливость – способность мышцы или группы мышц неоднократно прилагать силу против сопротивления.

• Управление положением тела – способность придавать устойчивость туловищу и шее для координации движения конечностей.

• Проприоцепция (ощущение себя в пространстве) – это информация, которую мозг получает от мышц и суставов и которая рассказывает ему о положении и движении тела в пространстве.

• Изолированное, обособленное движение – способность перемещать руку или ногу, сохраняя оставшуюся часть тела неподвижной.

Полусфера (его еще называют «балансир») - идеальный тренажер для тренировки вестибулярного аппарата, мышц ног, развития чувства равновесия и улучшения реакции. Диаметр полусферы - 37 см. Высота - 9 см. Вес - 2,6 кг. Полусферы - это снаряд, на котором можно выполнять упражнения, как без предметов, так и с предметами, стоя на двух или одной ноге (поочередно правой, левой, с открытыми и закрытыми глазами. Выполнение упражнений, стоя на балансировочной доске (полусфере, прежде всего, развивает способность сохранять равновесие. За счет активизации мышц-разгибателей у ребенка формируется правильная осанка; положение ног на полусфере укрепляет мышцы стоп и предупреждает развитие плоскостопия. Так же развиваются зрительно-моторная координация. Модально-специфические факторы (зрение, слух, вестибулярный аппарата, проприорецепция) интегрируются с двигательной системой. Происходит формирование ловкости, координации движений, выносливости, чувства равновесия.

Упражнения на деревянных полусферах начинаем с самых простых:

• наступание на перевернутый тренажер (устойчивой плоскостью к полу) сначала одной ногой, затем другой, удержание равновесия, стоя на полусфере в течение 2-3 секунд;

• прохождение по дорожке, составленной из нескольких перевернутых полусфер;наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой прямо (ступни ставить параллельно в центре основания, удержание равновесия в течение 2-3 секунд;

• прохождение по дорожке, составленной из нескольких полусфер установленных на основание и полукруглую часть (в чередовании);

• наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой справа затем слева (вначале возможна свободная балансировка руками, удержание равновесия в течение 2-3 секунд;

• наступание на полусферу, сначала одной ногой, затем другой прямо, удержание равновесия в течение 2-3 секунд с закрытыми глазами.

Помимо современного оборудования, которым оснащен зал, использую классическое оборудование: гимнастические мячи, деревянные гимнастические палки, упражнения на шведской стенке. В каждом блоке есть свой комплекс – набор упражнений соответствующий выше приведенному принципу. Но, начиная новый блок, я не даю сразу весь набор новых упражнений, а они вводятся по 1, по 2 в зависимости от сложности самого упражнения или функциональных возможностей детей. И так постепенно, весь комплекс заменяется, не теряется при этом уже наработанная интенсивность от работы с новыми упражнениями, как если бы я давала весь комплекс сразу. Здесь же хочется отметить, что необходимо научить детей во время работы смотреть только на себя, потому что, рекомендации для детей разные и учитывая это обстоятельство – индивидуализированный подход здесь особенно необходим, дети в одной группе, могут выполнять одно и тоже упражнение несколько по - разному, или дети со сниженным мышечным тонусом могут выполнять более простой вариант, отсюда и вытекает такая особенность.

Другой особенностью, является то, что упражнения требуют от детей большой концентрации внимания и часто удержания непривычного для их тела положения. И поэтому, обязательно, использую занятия в игровой форме, что облегчает запоминание и техники выполнения самого упражнения и снимает напряжение. Главное, сохранять баланс и объяснять, что это в первую очередь занятие, а потом игра. В конце каждого занятия включаю игру и либо самомассаж, дыхательную гимнастику и потягивания. Не отступая от этого правила, дети, ожидая игру в конце работы, охотнее концентрируются на выполнении заданий в основной части. выработка правильной осанки происходит путем образования динамического стереотипа, т. е. доведение до автоматизма привычки сидеть, стоять и ходить с правильным положением головы, туловища и конечностей. Для формирования осанки необходимо функциональное перевоспитание мышц – длительное, систематическое и последовательное, комплексное.

Публикации по теме:

Проект оздоровительной работы по профилактике плоскостопия дошкольников «Здоровая стопа — залог правильной осанки» Проект оздоровительной работы по профилактике плоскостопия детей дошкольного возрастаИдея проекта Профилактика и предупреждение плоскостопия.

Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возрастаИгры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста «Поможем ребенку быть здоровым». В последнее.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений осанки, корректирующая гимнастика» Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Составитель: Жаровских Екатерина Геннадьевна Болезни.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Коррекционно-оздоровительная гимнастика в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопияКоррекционно-оздоровительная гимнастика в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия Под осанкой подразумевают непринужденную позу без излишнего напряжения мускулатуры, которую человек обычно принимает в положении сидя и.

Методика формирования правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников Видео Во время занятий физической культурой с ребенком необходимо тщательно следить за тем, чтобы у него была правильная осанка, особенно надо.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.

Рекомендации для родителей дошкольников по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2018 в 17:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД