Получи документы

Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста

марина олюнина
Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста

«Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в ходе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

Публикация «Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На современном этапе дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности. ФГОС ДО расставляет новые акценты в познавательном, речевом и социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста. Познавательные интересы являются и предпосылкой освоения содержания, и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе. В современных исследованиях, посвящённых проблеме развития и образования детей дошкольного возраста одной из приоритетных задач является развитие любознательности, социально-коммуникативных навыков, познавательной и речевой активности, самостоятельности.

В настоящее время образование – это социальный процесс, в котором ребенок и взрослый одинаково активны. А значит, в образовании детей дошкольного возраста востребованы инновационные технологии организации образовательной деятельности, учитывающие индивидуальные интересы и способности, потребности детей и взрослых.

Проведение образовательной деятельности в занимательно-игровой форме способствует устойчивой мотивации и развитию познавательной и речевой активности детей. Применяя в современные технологии и методики, в том числе технологии развивающего обучения : ТРИЗ, Метод проектов, метод мнемотехники.

Формируя познавательные интересы ребенка эффективен проектный метод. Проектные технологии позволяют формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Спецификой использования проектных технологий является то, что взрослым необходимо создавать условия для возникновения идеи проекта, помогать обнаруживать проблему, возможно, даже провоцировать ее появление, вызывать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, учитывая интересы и желания самих воспитанников.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Для развития связной речи дошкольников в настоящее время всё более актуальным становится использование метода мнемотехники при разучивания стихов, составления рассказов по картине, пересказу. В своей работе мы используем мнемотаблицы созданные воспитателем и совместно с детьми при этом обсуждаем как лучше «написать» слово, каким условным значком его обозначить. Применение мнемотаблиц в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать её в памяти долгое время. Использование наглядной модели облегчает и ускоряет процесс запоминания. В жизни мы всё чаще встречаем символы, знаки, условные обозначения и умение «читать» такую информацию детям обязательно пригодится. Обучение с использованием мнемотехники развивает у детей память и речь, мышление и воображение, что обеспечивает познавательное и речевое развитие детей.

Многие годы в системе дошкольного образования используется технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) которая позволяет формировать у ребенка навыки универсальных учебных действий, то есть способности к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, умения учиться, самостоятельно ставить учебные задачи и находить адекватные способы их решения, следовать правилам и социальным нормам поведения, проявлять любознательность, самостоятельно объяснять явления природного и социального мира, наблюдать и экспериментировать.

«Круги Луллия» с помощью кругов уточняем знания детей о признаках объектов материального мира и развитие способности давать большое количество вариантов имен признаков какого-либо объекта» количество и цифра, кто где живет, кто чем питается, слогослияние, составление предложений, рисуем сказки, смешиваем краски.

«Системный оператор» освоение детьми инструмента систематизации знаний, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признакам объектов.

Метод «Каталога» дети осваивают структуру и основные компоненты сказки, учатся составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло.

Игры «Да–Нет» - помогает учить детей задавать вопросы о предполагаемом объекте, отсекая ненужную информацию.

Метод эмпатии - учит детей принимать на себя роль животного или другого объекта и рассказывать от имени героя. Удобно использовать картинки-схемы.

Метод синектики (игра «Теремок») дети учатся менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом – знакомое, в привычном – чуждое.

Метод мозговой штурм – у детей формируется умение давать большое количество идей в рамках заданной темы, обучение критическому отношению к результатам обсуждения, умение выбрать оригинальное решение задач.

Можно сделать вывод, что современные условия жизни диктуют применение инновационных технологий в образовании и воспитании дошкольников. Представленные технологии целенаправленно активизируют познавательную и речевую активность ребенка, выпускают во взрослую жизнь мыслящих, неравнодушных маленьких граждан, способных делать самостоятельный выбор и принимать условия современного общества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 12:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД