Папки-передвижки

Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС

Белова Марина
Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС

«Дети должны жить в мире красоты,

Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский

Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС

Мир ребенка ярок, красочен и полон неизведанного. В нем изначально заложены инструменты для познания окружающей среды. В первые годы, он обретает до 75% навыков и впечатлений от внешней действительности. Все это происходит благодаря непосредственному восприятию и открытости его для внешнего окружения. Ребенок ищет отклик внутри себя на окружающие предметы и явления, а также способы взаимодействия с ними, он может не задумываясь изобразить на бумаге свой внутренний мир, любой знакомый объект, вернее его образ.

Публикация «Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС» размещена в разделах

С течением жизни у большинства эта способность утрачивается, бытовые, производственные и другие проблемы вытесняют непосредственность. Душа обрастает защитной скорлупой, и человек все чаще смотрит под ноги и не замечает звездное небо над головой и очарование времен года. Уходит творческое восприятие. Мир становится серым.

Творческий человек возвышается над обыденностью, он может в любом месте и в любое время найти в себе дверь, за которой зеленеет трава и светит солнце, и ощутить себя творцом без каких-либо внешних допингов, сохраняя ясность и чистоту ума. Творческий человек интересен во всех сферах деятельности. Задача преподавателя изобразительного искусства – сохранить этот источник и развивать дальше творческое мышление.

Творчество, по определению - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

7-ой год обучения изобразительному искусству в средней школе. За это время учащиеся узнали о правилах композиции и построения, о цветовой гамме и многих других основах и средствах изображения, познакомились с произведениями литературы, накопили пусть небольшой, жизненный опыт. И теперь самая актуальная задача – научиться раскрывать свой внутренний мир на основе полученных знаний, определить свою индивидуальность в этом огромном, насыщенном информацией, мире.

Там, где надо проявлять фантазию, чувствовать себя настоящим творцом – придумывать героев, ситуацию, углубляться в мир своих фантазий и воплощать их с помощью графических и живописных средств на бумаге, создавая иногда причудливые, полные философского смысла композиции.

Мир фантазий удивителен в детских рисунках. В них можно прочитать мысли ребенка, его переживания и чувства. Такие сочинения – композиции могут рассказать о многом и помочь юному художнику взглянуть на себя со стороны.

«Все виды искусств служат величайшему

из искусств – искусству жить на земле»

(Бертольд Брехт)

Так что же такое фантазия и фантастика?

Одной из возможных форм «знания о незнании» является фантазия. С ее помощью создаются модели явлений и ситуаций, которые либо еще не существуют в реальной действительности, либо, возможно, существуют, но остаются неизвестными и потому неисследованными. Однако принципы подобного фантазирования, могут быть различными, коренным образом отличающимися друг от друга.

Так, наши предки, фантазируя о путях решения различных проблем, обращались к помощи кудесников, колдунов, джинов, а также всевозможных предметов, обладающих волшебными свойствами, — волшебных палочек, талисманов и амулетов, ковров-самолетов, шапок-невидимок, скатертей-самобранок и т. п. Фантазия подобного рода рождает волшебную сказку. И хотя с ее сказочными героями происходят различные чудесные события и превращения, невозможные в реальной действительности, сказку ни в коем случае нельзя отождествлять с религией. В ней находит свое отражение не вера в сверхъестественное, а мечта людей о грядущем могуществе человека, о покорении стихий, победе над грозными силами природы.

Между прочим, в сказке сплошь и рядом встречаются проявления свободомыслия, и отнюдь не беспочвенного. Ставя перед своими героями сложные, а иногда на первый взгляд неразрешимые задачи, сказка обычно находит нетривиальные, совершенно неожиданные решения, позволяющие отыскать выход из самых трудных положений. Пусть эти решения лежат за пределами возможностей своего времени, но в принципе они осуществимы в будущем, хотя и в иной, уже не «волшебной» форме. Так сказка стимулирует человека к поиску новых оригинальных путей.

Поэтому с полным правом можно сказать, что «сказочное свободомыслие» (фантазия) — это своеобразное, опережающее свое время предвидение будущего. И в этом смысле оно духовно близко научному свободомыслию, поскольку наука — это тоже опережающее отражение действительности.

Совсем другое дело — фантазия, которая в любом неизвестном и неизученном, а потому загадочном усматривает проявление сверхъестественного. Такая фантазия ставит человека в полную зависимость от будто бы главенствующих над миром всемогущих сверхъестественных сил.

Существует и научная фантазия, представляющая собой одну из возможных форм научного свободомыслия, способность исследователя заглядывать за пределы уже достигнутого знания.

Есть научная фантастика — род литературы и искусства. Она, как и фантастика сказочная, не подменяет собой реальную действительность, а является ее художественным отображением. Ее цель — поставить героев в необычные ситуации, которые могут возникнуть в результате дальнейшего развития науки и техники, и тем самым глубже исследовать их духовный мир. Такая фантазия не выдается за действительность — она откровенно объявляет себя фантазией, но с одним непременным условием: то, что обсуждается на научно-фантастическом уровне, не должно противоречить научным представлениям в той области, где они надежно установлены и проверены на практике.

Научная фантастика также представляет собой своеобразное моделирование будущего, уникальный способ его познания.

Научную фантастику можно с полным основанием считать одной из характерных примет нашего времени, эпохи научно-технической революции. Она с помощью своих особых, только ей присущих специфических средств способствует формированию современного стиля мышления. А стиль этот предполагает раскованность, смелость, динамичность, поиск оригинальных, хотя и опирающихся на предшествующий опыт решений тех или иных проблем — одним словом, умение мыслить диалектически.

Для ученого фантазия — инструмент, позволяющий проложить дорогу к истине, а для писателя-фантаста — возможность исследовать поведение своих героев в необыкновенных ситуациях, для любителя — это способ избавиться от ограничений, выразить свои мысли и фантазии.

Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи и графике еще до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.

Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и календари.

Фэнтези (от англ. fantasy-«фантазия») - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному. Ребятам интересен этот мир. Они с увлечением смотрят фильмы, читают книги, играют в эти игры и фантазируют сами.

Можно говорить как о положительном, так и отрицательном влиянии фантастики на мировоззрение ребенка. Задача взрослого - направить фантазии ребенка в нужное русло, обсуждать с ними произведения, высказывать свое мнение и быть услышанным.

Одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

И, конечно же, основной целью в проведении уроков, отражающих мир фантазии в творческих композициях детей, является нравственно-эстетическое воспитание личности, умение свободно ориентироваться в художественном пространстве своих мыслей и фантазии, а также овладение образным языком ИЗО-искусства формировать творческую активность, основываясь на знаниях классического построения и композиции.

Белова Марина Константиновна

ГБОУ гимназия 205 Фрунзенский р-он СПб.

Учитель изобразительного искусства. Высшая категория

192284 Санкт-Петербург ул. Пловдивская д. 2 кв. 13.

E-mail : belova.marina.k@gmail.com

Тел. 8 921 8766167

Публикации по теме:

Развитие творческой личности воспитанника посредством использования прикладного искусства В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования,.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Инновационная программа «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна» Слайд №1 Предлагаем вашему вниманию Программу «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна»..

Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства Мотивация– важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Содержание 1. Цели и задачи 2. Понятие патриотизма 3. Темы занятий.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Реферат «Развитие у дошкольников предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства» 1. Актуальность проблемы на современном этапе. Государство признаёт детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности.

Использование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графикиИспользование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графики «Использование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графики». Основой любой.

Урок изобразительного искусства «Пейзаж» Тема: Пейзаж Цель: выполнить творческую работу «Пейзаж» (по замыслу автора) Задачи: обучающие - познакомить учащихся с разнообразием пейзажных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 10:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД