Людмила Борзенкова
Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников в рамках социального партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий реализации ФГОС является сотрудничество педагогов с семьей в рамках социального партнерства : дети, педагоги и родители – главные участники педагогического процесса. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
Публикация «Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников в рамках социального партнерства» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Поэтому перед педагогами стоят следующие задачи по взаимодействию педагога с семьями дошкольников :
Приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
Изучать и обобщать лучший опыт семейного воспитания.
Возрождать традиции семейного воспитания.
Повышать педагогическую культуру родителей.
Как сделать, чтобы родители были заинтересованы стать полноправными участниками образовательного процесса? И здесь немаловажная роль принадлежит педагогам детского учреждения. Именно они должны заинтересовать родителей в активной жизни детского сада, применяя традиционные формы взаимодействия и внедряя современные, наиболее актуальные в мире современных и образованных родителей.
К традиционным формам взаимодействия детского сада с семьями воспитанников относятся : родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации, индивидуальные беседы, материалы на стендах, папки – передвижки и другое. Все эти формы работы необходимы в детском саду, но они немного пугают родителей. Они неохотно посещают родительские собрания, стараются отмалчиваться на конференциях, за не имением времени не читают информацию. Поэтому перед педагогами детского учреждения стоит важная задача- привлечь родителей к жизни детского учреждения.
В среде педагогов можно наблюдать такое заблуждение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но, рассмотрев проблему вплотную, мы видим, что отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно -образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Поэтому очень важен принцип взаимодействия между детским садом и семьёй. Давайте рассмотрим как работает данный принцип на практике через реализацию современных форм работы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
На данный момент их существует множество. Изучив и проанализировав можно разделить на следующие группы:
- познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, брейн-ринг);
- информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);
- досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);
- наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты).
Так в дошкольном учреждении для укрепления детско-родительских отношений, через предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми могут работать семейные клубы различного направления: «В мире развивающих игр», «Путешествуйте с нами, путешествуйте сами», «Семейная гостиная». Актуальны для взрослых такая форма взаимодействия как дни сотрудничества. Она наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках дошкольного учреждения. Тематика может быть разнообразной «Как закалять детей» «Делаем вместе» и так далее.
Расширяют кругозор не только родителей, но и самих педагогов встречи за «круглым столом». Темы для встреч могут быть различными. Эта форма интересна тем, что каждый участник принимает участие: высказывается, дают рекомендации, советы, рассказывают случаи из своей жизни. На встречу можно пригласить и представителя администрации, и педагога – психолога.
В мире ИКТ – технологий среди взрослых практикуется онлайн общение посредствам интернет сайта. Это может быть, как сайт дошкольного учреждения, так и личный сайт воспитателя. Это позволяет познакомить родителей с документацией дошкольного учреждения, программой развития и коллективом педагогов. Личный сайт воспитателя показывает все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществляет педагогическое просвещение родителей по их запросам.
Взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей является такая форма, как оформление летописи. Данная форма работы носит информационный характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот, педагог узнает каким бывает воспитанник дома. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок.
Очень интересна такая форма взаимодействия со взрослыми, как дискуссионные качели. Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившимися друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребенка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети. Ведь только взрослые могут разнообразить дошкольное детство своего ребенка. Одни родители могут организовать поход или экскурсию, другие увлечь детей изготовлением поделок, третьи подарить интересные книги. И таких родителей становиться все больше и больше, если интересно и увлекательно организована работа.
На сегодняшний день можно сказать, что в дошкольном учреждении сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определё нные результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
• размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием участвуют в жизни дошкольного учреждения.