Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка

Янцен Наталья Николаевна
Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка

Театрализованные игры – как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольника.

Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.

Изучив разные методики музыкально-эстетического воспитания дошкольников, я сделала вывод, что по настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развивать в ребёнке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. Профессор Г. Суворов, учёный математик отмечал разрыв, который наблюдается в наши дни между интеллектуальным и эмоциональным воспитанием подрастающего поколения: «Опасность не в том, что машины начнут думать, как человек, а в том, что человек начнёт думать, как машина!». «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский).

На своих занятиях я вела наблюдения, которые показали, что ребёнок, привыкший выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по – настоящему рассматривать своё «Я», своё собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Воспитать цельную личность – нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка, его творческое удовлетворение от собственной деятельности.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дошкольники на занятиях не должны просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позиции творческой активности, инициативы, самостоятельности, реализации своего творческого начала – его полной компетентности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.

При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в моей работе с дошкольниками занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-деятельное общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируется творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жесты разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

На моих занятиях театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать эмоциональные состояния. В конечном счете способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям. Дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

В учебном процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами, в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Театрализованные игры также имеют коррекционно-воспитательную ценность. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – всё это позволяет решить многие проблемные ситуации.

На утренниках и развлечениях театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие – наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме, и содержанию.

Использование театрализованных игр не должно сводиться к подготовке выступления. Основная цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включить в праздники или развлечения.

Педагоги и воспитатели в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринуждённо включаться в действие, перенимая опыт взрослого.

В процессе моих уроков, от игры к игре активность детей возрастает, они быстрее начинают запоминать тексты, более свободно перевоплощаются, проявляют большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

В исполнении песен я использую движения и эмоциональный отклик детей на содержание текста песен, очень важно создать настроение песни, погрузить в характер и показать связь с жизненными ситуациями. Песни являются неотъемлемой частью театрализованного действия.

В процессе музыкально-эстетического воспитания я уделяю большое внимание развитию голосового аппарата ребёнка, включая слуховое восприятие и воспроизведение звука. Голос ребёнка – естественный инструмент, который всегда «под рукой». Он помогает заполнять детский досуг, организовывать творческие и театрализованные занятия, проводить сюжетные игры. Одна из моих задач – увеличение силы голоса ребёнка, расширение его певческого диапазона.

При подборе песенного репертуара, выбираются легко запоминающиеся, простые музыкальные фразы с несложным ритмическим рисунком, песни. Используются мелодии, построенные на интервалах не менее терции и соответствующие речевому диапазону ребёнка, попевки: «Дин дон», «В погреб», «Ленивый

Жук», «Кто у нас хороший?», и т. д. Такой подход не вызовет перенапряжение голосовых связок. Темп предлагаемый должен вначале быть медленным, постепенно приближая к темпу разговорной речи.

На занятиях используются музыкально-дидактические игры, построенные на фольклорном материале, игры - превращения, игры – миниатюры, игры – этюды, игры ролевые, психогимнастика и т. д. («Передай ритм», «Барабанщики», «Замри», «Чиж», «Глухой телефон», «Весёлый бубен», «Карусель», «Музыкальный паровозик», «Грибок и дождик», «Курочка и цыплята», «Жуки», «Музыкальные стульчики», «Какой инструмент?», «Зайки», «Музыкальный кроссворд» и т. д.)

При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициатива, самостоятельность. Воспитывая у ребёнка творческое отношение к театрализованной игре, педагог должен стараться больше импровизировать, гибче подходить к поставленным задачам, не отходя от цели. Предлагая детям больше свободы и самостоятельности, контролируя и поощряя их.

Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка

Список литературы

1. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры – путь к детскому творчеству. – М.: Ред. журнала «Музыкальный руководитель»,1-2009.

2. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагментов опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М.: ВАКО, 2006.

3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

Публикации по теме:

Цветотерапия — эффективное средство сохранения здоровья Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья» 1. Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Человек не осознает что он дышит,.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного.

Театрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской речиТеатрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской речи Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательно-образовательные задачи, в том числе и речевую. В ходе освоения театрализованной.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов ДОУ тема: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей" Цель: познакомить педагогов.

Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка
Опубликовано: 3 мая 2018 в 16:56
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Сценарий развлечения «В осеннем лесу» во второй младшей группе
Сценарий развлечения во второй младшей группе «В осеннем лесу» Цель: расширение и обогащение социально-нравственного и эмоционального кругозора детей....
Игровое панно «Птицы — наши друзья»
Гаврильченко Ольга Сергеевна, Специальный детский сад №1 для детей с нарушениями зрения, г. Актау, Мангистауской области, Республики Казахстан. Игровое...