Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка

Янцен Наталья Николаевна
Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка

Театрализованные игры – как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольника.

Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.

Изучив разные методики музыкально-эстетического воспитания дошкольников, я сделала вывод, что по настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развивать в ребёнке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. Профессор Г. Суворов, учёный математик отмечал разрыв, который наблюдается в наши дни между интеллектуальным и эмоциональнымвоспитанием подрастающего поколения: «Опасность не в том, что машины начнут думать, как человек, а в том, что человек начнёт думать, как машина!». «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский).

На своих занятиях я вела наблюдения, которые показали, что ребёнок, привыкший выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по – настоящему рассматривать своё «Я», своё собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Воспитать цельную личность – нелёгкая задача.Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка, его творческое удовлетворение от собственной деятельности.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дошкольники на занятиях не должны просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позиции творческой активности, инициативы, самостоятельности, реализации своего творческого начала – его полной компетентности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.

При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в моей работе с дошкольниками занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-деятельное общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируется творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жесты разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

На моих занятиях театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать эмоциональные состояния. В конечном счете способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям. Дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

В учебном процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами, в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Театрализованные игры также имеют коррекционно-воспитательную ценность. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – всё это позволяет решить многие проблемные ситуации.

На утренниках и развлечениях театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие – наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме, и содержанию.

Использование театрализованных игр не должно сводиться к подготовке выступления. Основная цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включить в праздники или развлечения.

Педагоги и воспитатели в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринуждённо включаться в действие, перенимая опыт взрослого.

В процессе моих уроков, от игры к игре активность детей возрастает, они быстрее начинают запоминать тексты, более свободно перевоплощаются, проявляют большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

В исполнении песен я использую движения и эмоциональный отклик детей на содержание текста песен, очень важно создать настроение песни, погрузить в характер и показать связь с жизненными ситуациями. Песни являются неотъемлемой частью театрализованного действия.

В процессе музыкально-эстетического воспитания я уделяю большое внимание развитию голосового аппарата ребёнка, включая слуховое восприятие и воспроизведение звука. Голос ребёнка – естественный инструмент, который всегда «под рукой». Он помогает заполнять детский досуг, организовывать творческие и театрализованные занятия, проводить сюжетные игры. Одна из моих задач – увеличение силы голоса ребёнка, расширение его певческого диапазона.

При подборе песенного репертуара, выбираются легко запоминающиеся, простые музыкальные фразы с несложным ритмическим рисунком, песни. Используются мелодии, построенные на интервалах не менее терции и соответствующие речевому диапазону ребёнка,попевки: «Дин дон», «В погреб», «Ленивый

Жук», «Кто у нас хороший?», и т. д. Такой подход не вызовет перенапряжение голосовых связок. Темп предлагаемый должен вначале быть медленным, постепенно приближая к темпу разговорной речи.

На занятиях используются музыкально-дидактические игры, построенные на фольклорном материале, игры - превращения, игры – миниатюры, игры – этюды, игры ролевые, психогимнастика и т. д. («Передай ритм», «Барабанщики», «Замри», «Чиж», «Глухой телефон», «Весёлый бубен», «Карусель», «Музыкальный паровозик», «Грибок и дождик», «Курочка и цыплята», «Жуки», «Музыкальные стульчики», «Какой инструмент?», «Зайки», «Музыкальный кроссворд» и т. д.)

При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициатива, самостоятельность. Воспитывая у ребёнка творческое отношение к театрализованной игре, педагог должен стараться больше импровизировать, гибче подходить к поставленным задачам, не отходя от цели. Предлагая детям больше свободы и самостоятельности, контролируя и поощряя их.

Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка

Список литературы

1. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры – путь к детскому творчеству. – М.: Ред. журнала «Музыкальный руководитель»,1-2009.

2. Давыдова М. А.Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагментов опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М.: ВАКО, 2006.

3. Зацепина М. Б.Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

Публикации по теме:

Цветотерапия — эффективное средство сохранения здоровья Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья» 1. Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Человек не осознает что он дышит,.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного.

Театрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской речиТеатрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской речи Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательно-образовательные задачи, в том числе и речевую. В ходе освоения театрализованной.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов ДОУ тема: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей" Цель: познакомить педагогов.

Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка Закаливание, как форма укрепления и сохранения здоровья ребёнка Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка
Опубликовано: 3 мая 2018 в 16:56
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. Всемирный день слонов

Могучим и сильным животным, обитающим в индийских лесах и африканской саванне, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и заданий, чтобы вызвать у детей интерес...

30 ноября. Всемирный день домашних питомцев

Кошку человек приручил для того, чтобы она ловила мышей. Собаку – чтобы она охраняла дом и двор, помогала пасти скот и охотиться. Сейчас наши питомцы живут с нами «просто так», без выполнения «служебных...

Коллективная работа ко Дню Матери «С Днем мамочек» с детьми старшей группы...
Все дети считают, что их мамы самые лучшие на свете. И это правда: каждая мама по-настоящему лучшая, единственная и неповторимая. Мама — самое главное слово...
Фотоотчёт о неделе «Я расту здоровым»
Отчёт о неделе «Я расту здоровым» Ребята подготовительной группы «Подводная братва» всё лето ухаживали за овощными культурами в теплице и на огороде,...
Проект по теме: «Здоровые ножки — здоровый организм»
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Формирование здоровья детей,...