Папки-передвижки

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания

Олеся Радионова
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

МКОУ Барлакская ООШ

Статья

Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Выполнил: Радионова О. С

воспитатель

Новосибирск 2022

Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

Аннотация: В статье рассказывается о сущности экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор раскрывает три метода для формирования познавательного интереса у дошкольников в рамках экологического воспитания.

Ключевые слова: экологическое воспитание, метод, природа.

Сегодня вопросам экологии уделяется много внимания, так как деятельность человека по отношению к природе становится все менее разумной и часто приводит к различным нарушениям в окружающей среде. Именно поэтому вопросам экологического воспитания отводится важное место в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Задача педагога состоит не только в том, чтобы раскрыть перед детьми красоту природы, но и в том, чтобы научить их бережно к ней относиться.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – процесс, направленный на развитие экологической культуры, и состоящий из следующих знаний и умений:

- понимание выражения «здоровый образ жизни»;

- знание об основных природных взаимосвязях;

- гуманное отношение к природе;

- нравственно-экологические установки и др.

Развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания можно с помощью различных методов, среди них: игра, трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование, физическая активность и т. д. При этом важно, чтобы образовательно-воспитательный процесс осуществлялся не только на занятиях в детском саду или дома, но продолжался также и в повседневной жизни.

Для более успешного экологического воспитания необходимо полученные на занятиях знания закреплять на практике в предметно-образующей природной деятельности: вместе ухаживать за растениями и животными, следить за чистотой окружающей среды. При таком подходе у детей активизируется познавательный интерес, развивается потребность к деятельности в природе, формируется личный опыт воздействия на природный мир.

Формы экологического воспитания в ДОУ можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

1. Индивидуальные: наблюдения за природой, участие в конкурсах, рисование, лепка, создание поделок и т. п.

2. Групповые: кружки экологической тематики, проведение экскурсий, опытов, исследовательская деятельность, участие в акциях по сохранению природы.

3. Коллективные: совместная уборка и благоустройство территории детского сада, высаживание цветов, деревьев и уход за ними, участие в регулярных сезонных праздниках «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Дары природы», проведение экологических эстафет, тренингов, фестивалей и др.

Важным аспектом, влияющим на формирование и развитие экологической культуры дошкольников, является создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Это процесс организации специального экологического пространства, поддержание в нем порядка при помощи определенных действий. Для реализации данного вида работы создаются альпийские горки, красиво оформляются цветочные клумбы, разводятся комнатные растения. Не стоит забывать о том, что для достижения высоких результатов в воспитании необходимо, чтобы дети были не только сторонними наблюдателями, но и принимали активное участие в уходе за объектами природы.

Эффективными и наиболее популярными методами экологического воспитания дошкольников являются: игра, наблюдение и проектная деятельность.

Игровая деятельность в любом возрасте интересна детям, и организовать такой метод работы несложно. В рамках экологического воспитания полезными будут практические игры с природным материалом, игры в виде ребусов, исследований и медитаций («Я-солнце», «Я-дождь», «Солнце и облака» и др.). Такие занятия дарят детям новые впечатления о жизни и трудовой деятельности людей, об изменениях в природе, стимулируют интерес к природоохранной деятельности, повышают возможности для проявления инициативы, самостоятельности и принятия верных решений.

Развитию познавательного интереса способствует также проработка игровых ситуаций с героями сказок – «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Чиполлино проводит эксперименты с луком», «Винни-Пух идет добывать мед»» и др.

Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста помогает реализовать чувственное познание природных объектов. Желательно, чтобы такой метод работы реализовывался в течение всего года и стал элементом ежедневных прогулок. Воспитанникам всегда интересно наблюдать за птицами, насекомыми и домашними животными. Задача воспитателя – направлять деятельность дошкольников правильно поставленными вопросами, стимулировать к решению сложных задач и развивать желание к самостоятельному исследованию явлений. Также, предметами наблюдения могут быть социальные объекты и взрослая трудовая деятельность.

Метод проектов позволяет объединить несколько видов деятельности с целью познания окружающего мира. Он предусматривает практическую целенаправленную работу детей и формирует у дошкольников личный опыт взаимодействия с объектами природы. Такой вид деятельности в рамках экологического воспитания способствует закреплению теоретических знаний, дает возможность ребенку «примерить» на себя роль исследователя и поучаствовать себя наравне со взрослыми в познавательной деятельности.

Немаловажную роль в вопросах экологического воспитания играет также родительский пример. Ведь очень часто, в процессе взросления, дети перенимают привычки и поступки родителей. И если мама с папой не упустят момент и будут уделять время на развитие интереса к природе и гуманного к ней отношения, то экологическое воспитание будет в разы эффективнее. Воспитатель в работе с родителями может использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества. Совместная работа педагога с семьями воспитанников помогают достигнуть единства образовательного процесса, и внести положительную эмоциональную составляющую для ребенка.

Взаимодействие с семьями дошкольников осуществляется в нескольких формах:

- выпуск стенгазет, папок-передвижек, плакатов на экологическую тему;

- опросы и анкетирование;

- родительские собрания, индивидуальные беседы;

- организация совместных праздников, викторин, конкурсов и т. д.

Таким образом, через познавательный интерес можно формировать и развивать основы экологического воспитания, сознания и культуры. При этом важно соблюдать условие, когда и педагог, и родители дошкольника участвуют в процессе воспитания, на собственном примере знакомят ребенка с миром природы, помогая ему подойти к этому вопросу ответственно и целенаправленно.

Список использованной литературы

1. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

2. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14057/

3. Дистанционная консультация для педагогов «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников»

URL: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-i-pedagogov-prakticheskie-rekomendacii-po-formirovaniyu-osnov-funkcionalnoj-gramotnosti-u-detej-star-5208480.html (дата обращения: 15.09.2022).

Публикации по теме:

Организация оздоровительной работы и развитие познавательного интереса воспитанников в летний периодОрганизация оздоровительной работы и развитие познавательного интереса воспитанников в летний период Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой»Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой» Вид проекта: творческо-экспериментальный, краткосрочный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Одним.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 20 октября 2022 в 12:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Радионова (УИ 56737) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД