Флюра Абилова
Виртуальная экскурсия как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия как средство речевого развития дошкольников.
Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду является воспитание правильной и чистой речи у дошкольника. Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает неизгладимый отпечаток на его характер. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы повысить речевую активность, ведь на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Поэтому меня как воспитателя в первую очередь волнует проблема развития речи. Современное образование характеризуется тем, что впервые за всю историю развития педагогики появилось поколение средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые создают предпосылки для небывалой эффективности образовательного процесса, в частности для речевого развития. В своей работе я использую различные формы, методы, приемы и средства речевого развития детей и, конечно, применяю информационные компьютерные технологии. Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи является экскурсия. Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляются чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания. Мной используется такая форма работы, как виртуальные экскурсии. Создание и показ виртуальной экскурсии невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, презентации, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет нам значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков. Развивает память и концентрацию, которые необходимы для успешной учебы в начальной школе, а также высшие психические функции — память, внимание, словесно-логическое мышление. Сразу хочу отметить, что, говоря о виртуальной экскурсии, я ни в коем случае не умаляю значения реальной экскурсии. Здесь педагогу необходимо иметь чувство меры, используя ту или иную экскурсию. Компьютер поможет воспитателю совершить уникальные экскурсии, например, в музей или заповедник. Современные технологии панорамных съемок позволяют разрабатывать уникальные программы для совершения подобных путешествий. Например, можно посетить такие крупные музеи, как Третьяковская галерея и Эрмитаж, или заповедники. Воспитатель, управляя с помощью мыши круговой панорамой, создает иллюзию прохода по залам музея, дает детям возможность рассмотреть отдельные экспонаты на стенах. По картине можно щелкнуть мышкой и получить ее увеличенное изображение и даже прослушать объяснения электронного экскурсовода. Поскольку групповые экскурсии для дошкольников обычно организовать сложно, такие занятия помогут расширить у детей представления об окружающем мире. Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в то место, которое их заинтересовало. Как показывает практика, подготовленные дети ходят на экскурсии с удовольствием. Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» — похожий, неотличимый. Так что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия — это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Особенностями являются доступность изучения, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. Преимуществом является то, что в работе с дошкольниками она позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает : — в уточнении и обогащении активного словаря детей; — развитии связной речи; — расширении представлений об окружающем мире; — развитии любознательности и наблюдательности. Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы : беседуем о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, когда я объявляю тему предстоящей недели.
Публикация «Виртуальная экскурсия как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Определяю цель и задачи экскурсии, затем выбираю литературу и материал: здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу с родителями. Например, можно предложить родителям выполнить задание «Я — Плюшкин» : согласно теме подобрать фото и видеоматериал по заданной теме. Обычно родители охотно уделяют немного своего времени и, подобрав фото, видео, звуковые файлы, отсылают «копилку» на мой электронный адрес. Следующим этапом моей работы становится создание презентации в программе PowerPoint. Я включаю в нее материал, отобранный с учетом возраста детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Далее выбираем экскурсовода — одного или двух детей. Экскурсоводы под моим руководством знакомятся с экскурсионными объектами, вместе составляем маршрут. Прежде чем начать просмотр экскурсии, я провожу с детьми вступительную беседу. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Заканчиваем экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе. Возможны различные формы виртуальных экскурсий : «Музей», «Путешествие», «Приключение», «Поход», «План-схема» (так, виртуальная экскурсия «Как я провел лето» может выступать в роли схемы для составления описательного рассказа). Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям. 1. Совершенствуется речь детей. 2. Повышаются речевая активность, содержательность и связность монологической речи, ее лексическая сторона при составлении высказываний. 3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители стали частью общеобразовательного процесса. 4. Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого. 5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей. В заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.