Получи документы

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей с нарушениями слуха

Галина Зосимова
Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей с нарушениями слуха

Воспитатель логопедической группы

Зосимова Галина Михайловна

Наши воспитанники, дети с нарушенным слухом, любят рисовать, лепить и конструировать, так же, как и слышащие дети. А по мере овладения продуктивными видами деятельности в процессе целеноправленного обучения,рисование становится любимым занятием детей с нарушением слуха.

Публикация «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей с нарушениями слуха» размещена в разделах

Даже под руководством взрослого, эти воспитанники овладевают изобразительной деятельностью позже, чем их сверстники. У большинства детей просто нет мотивации к изобразительной деятельности, и, только наблюдая за своими товарищами, они начинают стремиться сами к продуктивной деятельности. В практике моей работы с такими детьми наблюдается первоначальное отсутствие соотнесения своих первых каракулей с реальными предметами. Понятно, почему так происходит: у таких детей, с нарушенным слухом, имеются трудности в формировании образа представлений, в частности, нечеткость, расплывчатость эталонных представлений, не закрепленных в слове. Замедленно происходит становление целостного образа предмета, что находит свое отражение в составлении целого из частей.

Предметный рисунок появляется у детей с нарушенным слухом позже, чем у слышащих ровесников. Тематическое рисование появляется к 4 – 5 годам. Всегда отмечается тяготение к образцам взрослых, склонность к детализации рисунков. Сюжетное рисование в силу ограниченности речевого общения появляется поздно и развитие его ограниченно и индивидуально.

Наши воспитанники с нарушением слуха занимаются продуктивными видами деятельности вместе с другими своими сверстниками. То есть тематика деятельности для них одна и та же. Другой подход к ним и ожидаемый результат. Чаще всего, особенно на начальном этапе обучения, с такими детьми является совместная деятельность с воспитателем. Иногда – индивидуально, иногда с двумя детьми. Все зависит от сложности темы, ожидаемых результатов и ситуации.

Важно понимать то обстоятельство, что ребенок с нормой слуха в продуктивной деятельности, опирается сразу на несколько анализаторов (тактильные ощущения, зрение, слух, ребенок с нарушенным слухом, способен воспринимать информацию тактильно и через зрение.

Одним из главных методических приемов обучения является вариативный показ способов и последовательности изображения. На начальном этапе – инструкция – «смотри и делай как я». Работа по изодеятельности строится с такими воспитанниками по принципу «подражание взрослому» Предлагая ребенку порисовать, лепить, тот или иной предмет, объект, игрушку, вначале надо дать возможность хорошо ознакомиться с ним: ощупать, погладить, обвести пальцем и ладошкой, поиграть…

Конечно, здесь действует и хорошо знакомое правило: сначала лепим, потом рисуем.

Очень важны в работе и дидактические игры: по ориентировке на листе бумаги, дорисовке знакомых предметов, соотнесение геометрических форм и реальных предметов, составление сюжетных картинок и композиций из готовых фигурок деревьев, цветов, животных, людей, составление целого из частей, составление предметов из геометрических фигур, рассматривание иллюстраций, фотографий и так, и далее.

Уровень сенсорного развития не слышащих или слабослышащих детей претерпевает существенные изменения в процессе обучения. Возможности усвоения сенсорного опыта увеличиваются по мере овладения речью.

При рано начатом систематическом обучении, дети с нарушениями слуха могут достигать хорошего уровня сенсорного развития, практически догоняя своих сверстников.

Дошкольники с нарушением слуха прибегают к многократным пробам, фиксируя внимание на цели, а не на способах её достижения. Лишь некоторые дети, старше 5 лет, действуют на уровне зрительного соотнесения. Переход к наглядно- образному мышлению предполагает оперирование представлениями, сформированными в процессе зрительной ориентировки. Постепенно дети овладевают возможностями практического анализа, синтеза и наглядного обобщения.

Вместе с тем, участие детей в жизни группы, в практической деятельности, ориентировки в окружающем мире, осмысление назначения различных предметов, событий, явлений, способствует возможности осуществлять практический анализ, синтез и наглядное обобщение.

Дошкольное воспитание в кругу слышащих сверстников, раннее обучение речи, ускоряют компенсаторный путь детей с нарушенным слухом. Происходит частичное замещение слухового восприятия зрительным.

Изобразительная деятельность является для не слышащих и слабослышащих детей не только одним из важнейших, но и доступных средств эстетического развития, развития эмоциональной сферы, успешной социализации воспитанников. Так как изобразительная деятельность развивает активность, инициативность, формирует элементы самооценки, то развивается эмоциональное восприятие окружающего мира. Нельзя не сказать о значении наглядности, доступной в наших условиях детского сада: это прекрасные репродукции картин художников, образцы чудесной скульптуры малых форм (фигурки и статуэтки). Совместная деятельность с детьми по рассматриванию, общение, обследование фигурок, эмоции, - все это дает лучшие результаты в ходе непосредственного рисования, лепки и аппликации детей. В работе с родителями обращаем внимание на посещение детей с родителями наших прекрасных петербургских музеев, выставок, прогулок по историческим местам города.

Итак, в продуктивной деятельности выделяем направления коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха :

• Формирование изобразительной и конструктивной деятельности

• Использование изодеятельности в качестве сенсорного воспитания

• Формирование представлений о мире

• Эстетическое воспитание

• Формирование речи.

Пути обучения:

• Организация ориентировочно - исследовательской деятельности

• Обучение навыкам на основе подражания (организация двигательного образца)

• Проведение упражнений с целью отработки движения руки, их качеств, повтор детьми словесной инструкции, запоминание правил и их регуляция с помощью движений.

Все эти способы должны использоваться в единстве.

В заключение необходимо сказать о том, какие правила надо использовать в работе с детьми с нарушением слуха :

• Разговариваем нормальным голосом, не кричим и не шепчем

• Если ребенок имплантирован, располагаемся со стороны аппарата

• Ребенок должен видеть лицо взрослого

• Обеспечиваем детям участие во всей деятельности наряду со слышащими воспитанниками

• Только индивидуальный подход

• Добиваемся ответной речевой реакции

• Обращаемся к ребенку короткими фразами, четко.

Работая с детьми с нарушенным слухом, можно заметить, что, при систематических занятиях с ними, соблюдая все принципы, выше перечисленные, в итоге мы получаем более раскрепощенного, эмоционального, и инициативного ребенка.

Публикации по теме:

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей с нарушениями слуха
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 12:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД