Получи документы

Воспитания детей раннего возраста (2–3 лет) с ОВЗ в условиях ДОУ

Яна Цветкова
Воспитания детей раннего возраста (2–3 лет) с ОВЗ в условиях ДОУ

«Как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Для каждого родителя его ребёнок особенный, самый лучший, самый умный, самый красивый и замечательный! Мамы и папы делают все, что в их силах, чтобы вырастить из своих любимых малышей успешных людей. Конечно, на пути развития и обучения все дети сталкиваются с трудностями, которые им приходится преодолевать для достижения желаемых результатов. Однако есть дети, которые начинают эту борьбу с самого рождения. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, которые с момента появления на свет вынуждены по тем или иным причинам бороться за право нормального существования ввиду своих особенностей развития. К сожалению, в современном обществе до сих пор сохраняется мнение о том, что люди с нарушениями в развитии не могут рассчитывать на полноценное образование, престижную профессию и достойную жизнь.

Публикация «Воспитания детей раннего возраста (2–3 лет) с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах

Для ребёнка с ОВЗ период раннего детства вдвойне тяжело. Роль зрения, слуха, моторики в межперсональном аспекте социализации очень велика. Социальная связь с родителями является здесь первой реальной эмоциональной привязанностью и создаёт у ребёнка осознание важности и нужности помощи в его взаимодействии с внешним миром и людьми. Для большинства очевидна привязанность ребёнка к родителям, предпочтение их другим окружающим людям. Это можно заметить примерно в середине первого года жизни ребёнка, когда относительная неразборчивость, не основанная на предпочтительном выборе, заменяется ориентацией на одного или двух членов семьи.

Особенности течения адаптации к условиям ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ, как правило, адаптируются к условиям ДОУ сложнее, чем их сверстники, они медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям дошкольного образовательного учреждения - тема на сегодняшний день серьёзная и тщательно прорабатываемая. На сегодняшний день проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к дошкольному образовательному учреждению представляет собой немалый интерес как для воспитателей, так и для специалистов ДОУ, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей. Процесс адаптации проходит не всегда благополучно у абсолютно здоровых детей, а тем более у детей, имеющих какие-то особенности здоровья и развития.

Процесс адаптации включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от многих факторов, психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий, созданных в дошкольном учреждении. Учитывая то, что с каждым годом количество детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается, вопросы адаптации таких детей встают достаточно остро. Существует ряд закономерностей, которые характерны для всех детей, переживающих период адаптации, но, следует отметить особенности, характерные именно для детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать педагогам для эффективного взаимодействия с ребёнком.

Стоит отметить, что поступление в детский сад связано со значительными изменениями всего уклада жизни ребёнка, а это влечёт за собой изменение в психофизическом состоянии ребёнка. Организм ребёнка, имеющий особенности психического или физического развития, испытывает двойную нагрузку: включение компенсаторных функций и переживание стресса, связанного с процессом адаптации. Этим, чаще всего, и обусловлено более длительное и тяжёлое прохождения адаптации к дошкольному учреждению. Задача всех сотрудников детского сада создать условия, которые бы помогли более плавному вхождению ребёнка с ОВЗ в новые для него условия и ограждение его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций в этот сложный для ребёнка период. Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая способствовала бы наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям, позволяя сформировать положительное отношение к детскому саду, а также навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Существует ряд факторов, которые влияют на процесс адаптации. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребёнка. Здесь важно отметить, что физически развитый здоровый ребёнок любые стрессовые состояния переживает значительно легче. Любое нервное и соматическое ослабление тормозит адаптационные механизмы. Поэтому важно организовать условия для комфортного физического состояния ребёнка. Одним из таких условий является режим. Правильный режим с чередованием деятельности и отдыха, своевременного полноценного питания, хорошего сна, обязательной ежедневной прогулки, проведением закаливающих процедур, использованием средств физической культуры с учётом доступности для детей с ОВЗ, посильной для дошкольников физической и умственной нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, способствует профилактике переутомления и снижению других неблагоприятных факторов. Работа по организации и поддержанию выверенного режима -это важнейшая задача педагогов и родителей, заботящихся о здоровье ребёнка.

Ещё одним фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребёнка к новым условиям, является возраст, и особенности психофизического развития детей разных возрастных периодов. Этот фактор особенно важен, если период адаптации совпадает с возрастным кризисом и возникшими на этой основе невротическими формами поведения.

Так же адаптация зависит от жизненного опыта и особенностей семейного воспитания ребёнка. Ребёнок из большой семьи, где есть бабушка и дедушка, тёти и дяди, братья и сестры, умеющий выстраивать собственный стиль поведения с разными членами семьи, в группе легче идёт на контакт с незнакомыми людьми, со сверстниками, с интересом исследует незнакомую обстановку.

Следующий фактор - это эмоциональный фактор, важнейшая составляющая, которая является движущей силой успеха, стимулирует к переходу от одной фазы адаптации к другой и может кардинальным образом повлиять на её ход.

Немаловажное значение имеет и сформированность у детей с ОВЗ навыков самостоятельности. Здесь важно отметить доступность навыков самообслуживания для детей с разными ограничениями здоровья, но необходимость формирования этой самостоятельности на доступном для ребёнка уровне.

Поговорим о диагностике воспитанника, его семьи, а также выявлении механизмов защиты ребёнка в сложных ситуациях.

На первом этапе адаптации малыша знакомят с педагогами, которые будут с ним работать, с педагогами знакомятся и родители ребёнка.

В этот момент важно сформировать доверительные отношения между участниками процесса, заинтересовать семью в сотрудничестве и участии.

Именно на этом этапе педагоги советуют перестать волноваться самим родителям. Их волнение, несомненно, ощущают и перенимают дети. Адаптация детей с ОВЗ в детском саду и без того непростая, а если паника мам и пап будет передаваться малышам, процесс затянется и усложнится.

Специалистам необходимо составить индивидуальные программы сопровождения воспитанника. Программа адаптации детей с ОВЗ базируется на карте реабилитации: для каждого воспитанника психолог (и другие педагоги) определяют индивидуальный образовательный маршрут.

На основании уже проведённых мероприятий составляется план работы ДОУ с родителями ребёнка с ОВЗ.

Работа с воспитанником, его семьёй включает в себя разные мероприятия, помогающие комфортно, без потрясений для малыша адаптироваться к новой среде.

Уточним, какие формы работы с родителями в данном случае можно использовать. Конечно, одна из форм работы с родителями ребёнка с ОВЗ- родительские собрания, которые могут проходить в разных формах, но предпочтительнее - практико-ориентированные. Например, стоит активно включать в план родительских собраний тренинги и круглые столы, которые помогают родителю инструментально. Прорабатываются различные приёмы взаимодействия с родителями, проигрываются проблемные ситуации. Специалисты дают советы родителям, касающиеся организации окружающего ребёнка пространства в семье, закономерностей аномального развития и т. д.

При работе педагогов с ребёнком программа выстраивается согласно степени тяжести течения адаптации. На основании определения тяжести её течении педагоги планируют корректирующую работу.

Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ может быть лёгкой степени, средней степени и тяжёлой степени.

Рассмотрим конкретно каждую из этих трёх степеней.

В первом случае, при адаптации лёгкой степени, ребёнок нормализует своё поведения за полторы-две недели пребывания в ДОУ. Адекватно, спокойно вести себя в коллективе он начинает в течении первого месяца пребывания в детском саду.

При адаптации средней тяжести сдвиги в эмоциональном состоянии ребёнка и его поведении нормализуются примерно за полтора месяца, не менее. Специалисты отмечают, что в этот момент вес ребёнка может снизиться. За первый месяц пребывания в детском саду воспитанник переносит однократное заболевание, обычно, не сопровождающееся осложнениями.

При адаптации тяжёлой степени у отдельных воспитанников развиваются повторные заболевания. Обычно это респираторные болезни, которые могут осложняться отитом/пневмонией/бронхитом. Вес малыша колеблется. Тяжёлая адаптация всегда сказывается на маркерах здоровья. Сам период адаптации может затянуться до полугода.

Вывод. Подводя итог, анализируя факторы, влияющие на процесс привыкания ребёнка к условиям дошкольного учреждения, можно выделить ряд направлений деятельности педагогов для обеспечения комфортного и быстрого процесса адаптации: при организации успешной взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей в период привыкания ребёнка к новым для него условиям, необходимо в полной мере использовать потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребёнку с ОВЗ в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающим миром.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляцииСценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции. Все действия происходят по скайпу и часть снята на видео. Дома.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитания детей раннего возраста (2–3 лет) с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 10 мая 2022 в 12:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД