МААМ-картинки

Восприятие и развивающие функции художественной литературы

Людмила Борзенкова
Восприятие и развивающие функции художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Художественная литература является универсальным развивающе – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Какие вы знаете виды детской деятельности? (познавательно – исследовательской, продуктивной, игровой).

Публикация «Восприятие и развивающие функции художественной литературы» размещена в разделах

2 слайд

Функции ХЛ можно разделить на 2 больших класса: познавательно – нравственная и эстетическая.

К познавательно – нравственной можно отнести : развитие и активизация воображения, образного мышления; расширение представлений о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически – действенном опыте); освоение таких средств упорядочения мира как временные и причинно – следственные связи событий, освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально – ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сцепке с представлениями о них.

К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи во встрече и с литературным языком ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах,, воспитание культуры чувств и переживаний.

Реализация этих функций осуществляется за счет смысловой наполняемости и структуры художественных текстов, а также через сопереживание, эмоциональное принятие читающим (слушающим) авторской позиции или позиций персонажей художественных произведений.

Используя художественные тексты воспитатель становиться проводником детей в миры, создаваемые книгой.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми. безучастным «техническим» исполнителем, но как партнер, вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, - т. е. сопереживает персонажем в происходящих с ними событиях.

Но в отличие от совместной деятельности взрослым продуктивной, познавательно – исследовательской, игровой деятельности эта культурная практика не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно, перейти в их свободную деятельность в силу того обстоятельства, что они в большинстве своем не могут читать и зависят от партнера – взрослого.

3 слайд

В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи:

- подбирать художественные тексты, исходя из их развевающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему.

- обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов.

- обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно – иследовательссской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходящими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями.)

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы – что бы книга сама «работала» на развитие ребенка – воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов, подобранных с учетом их художественной формы и содержательно – смысловой наполненности. Эта совокупность текстов не должна иметь характер обязательной систематической учебной программы, которую надо пройти от начало до конца, но может быть представлена только в виде рекомендательного круга чтения. Произведения должны создавать «напряжение души», т. е. продвигать детей на шаг вперед в их умственной и эмоциональной активности.

Обычно решающим для подбора художественных произведений является жанровое деление : поэзия – проза, а внутри него дробление на фольклор – авторские произведения. Но вместе с тем есть еще одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание. : большие литературные формы – малые литературные формы.

4 слайд

Круг чтения можно представить схематически через жанровое многообразие.

Из схемы видно каких произведений не достает в д/с. Каких? Это большие литературные формы – авторские сказочные и реалистичные повести. А ведь большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажем. Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, т. е. художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка. Ребенок как бы вырастает из коротких стихов, рассказов и сказок как из одежды и требует ее на вырост, в которой хочется взрослеть.

Поэтому большие художественные тексты должны быть включены в круг чтения для старших дошкольников.

Традиционно принцип тематического многообразия реализуется через подбор художественных малых литературных форм и охватывают все значимые стороны окружающего мира. Но такой простой подход к тематизации невозможен, когда речь идет о больших литературных произведениях, т. к они всегда многотемны, многослойны. И все же тематизировать из необходимо. В основу положили характер создаваемых этими текстами воображаемых миров. Каждый их этих миров является особой моделью действительности.

5 слайд

Все многообразие возможных миров, создаваемых худ. текст. Можно представить в виде схемы:

6слайд

По характеру воображаемых миров художественные тексты делятся на два полярных типа.

«Реалистические миры» - моделирующие действительность через реалистическое пространство (здесь и сейчас) например Б. Житков «Что я видел», рассказы В. Драгунского.

7слайд

«Вымышленные миры» - моделирующие действительность через условно- неопределенное пространство (там и тогда, в тридевятом царстве) деревянный мальчик Буратино, Незнайка.

8слайд

Промежуток между этими мира заполняет «комбинированные миры» -где сочетаются вымышленные и реалистические элементы. Повести Линдгрен «Малыш и Карлсон».

Каждый из этих миров работает по – своему: вымышленные и комбинированные способствуют активизации воображения и фантазии, реалистические – освоению причинно – следственных связей, способствуют освоению человеческих норм и ценностей, моделей человеческого поведения.

При подборе художественных произведений воспитатель должен ориентироваться на особенности детей группы, их актуальными интересами, а также содержанием других культурных практик.

Но есть еще одна особенность художественных произведений – они могут использоваться как смысловой фон, окрашивающий другие виды совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком, как отправная точка заинтересовывающая детей. Деятельность воспитателя – прочитали – зарисовали. А если внимательно отнестись к большим текстам можно обнаружить кладезь интересующих тем, вопросов для организации интересной познавательно – исследовательской, продуктивной и игровой деятельности. ПРИМЕРЫ.

9 слайд

Вымышленные и комбинированные миры больших повествовательных текстов просто требуют их творческого материального воплощения в виде макета. Например Н. Носов Приключения Незнайки. Макеты с удовольствием используют в режиссерской игре. Но такое обращение к большим х. т. не должно быть частым, необходимо чувство меры. Время от времени к чтению больших текстов можно приурочить соответствующую тематику продуктивной и познавательно – исследовательской деятельности, воспроизводящих и продолжающих поиски и исследования персонажей.

Через короткие рассказы можно выделить предмет наблюдений, исследования, опытов. например погрузить в мир профессий В. Маяковский «Кем быть», ДЖ. Родари «Чем пахнут ремесла»

У детей часто возникают конфликты со взрослыми и сверстниками и могут быть подобраны короткие рассказы на злобу дня и понять какими способами разрешить эти конфликты.

Словесные игры и опыты персонажей могут переходить в собственное словесное творчество- придумывание своих стихов, загадок.

Что касается ориентировки детей в литературных жанрах, для этого необходимо интуитивного понимания их особенностей, оно возникает в процессе чтения.

Чтобы подбирать художественные тексты для чтения и использовать их как смысловой фон для других культурных практик воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, заранее прочитывать и определять какие из них придутся детям по душе. Книга должна развивать ребенка, но и одновременно - доставлять удовольствие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развивающие функции художественной литературы Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны и благодарная память о книге, и творческий поиск возможностей укрепления.

Конспект занятия по знакомству со стихотворением Г. Лагздынь «В коридоре шкафчики»Конспект занятия по знакомству со стихотворением Г. Лагздынь «В коридоре шкафчики» Задачи:познакомить детей с новым для них произведением, прививать интерес к книгам, воспитывать аккуратность, опрятность, продолжать формировать.

Чтение художественной литературы «Варежка» (вторая младшая группа) Реализация содержания программы в образовательных областях: «Чтение художественной литературы» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кот в сапогах» Ересектер тобында йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Білім.

Игры, развивающие восприятие музыки Игры, развивающие восприятие музыки. «Музыка и образ» Цель: развитие ассоциативного мышления, творческого воображения. Игровой материал:.

Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы». Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:.

НООД по восприятию художественной литературы «С. Маршак «Багаж» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) по приобщению.

Влияние художественной литературы на развитие эмоций Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребенка. Восприятие художественного произведения-очень сложная, развивающаяся.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие и развивающие функции художественной литературы
Опубликовано: 10 июня 2017 в 20:08
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие и развивающие функции художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Борзенкова (УИ 264223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД