Получи документы

Консультация «Взаимосвязь физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста»

Инна Волчок
Консультация «Взаимосвязь физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волчок И. И.

ГБДОУ Детский сад №75Московского района

Старший дошкольный возраст – это период активного развития и становления познавательной деятельности ребенка (ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений действительности). К концу дошкольного возраста дети отдают предпочтение интеллектуальным занятиям. Их привлекают головоломки, задания и упражнения в которых «нужно подумать».

Публикация «Консультация „Взаимосвязь физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания. Организм ребенка 6-7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Известно, что основа нормативно функционирующей интеллектуальной системы определяется полноценными физиологическими и психофизиологическими процессами организма человека. (Каменская В. Г. 2005).

Одним из самых актуальных вопросов последних десятилетий является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, в связи с высокими темпами социального и научно-технического развития. В изменившихся условиях задачи интеллектуально развития становятся важным направлением системы образования, в том числе на этапе дошкольного образования. Однако, бывают случаи, когда формирование интеллекта происходит в отрыве от других свойств и качеств человека.

Особое беспокойство вызывает недооценка роли физического развития в процессе формирования целостной личности ребенка. Физическое развитие часто рассматривается педагогами как второстепенное, решающее задачу развития основных физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др., развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве и т. д.

Объективная сторона влияния занятий сложнокоординационным спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Занятия спортом оказывают влияние на развитие различных сторон интеллекта старших дошкольников : внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, наблюдательности, находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления

осмысливать их цель, структуру, результат и т. д.).

Связь умственного и физического воспитания в педагогических работах рассматривается со времен П. Ф. Лесгафта (Лесгафт П. Ф. ,1988). Н. А. Фомина говорит, что существует связь между показателями двигательных и интеллектуальных способностей (Фомина Н. А., 1996).

Г. А. Каданцева показала, что среди дошкольников, имеющих низкий уровень физической подготовленности, в 72% случаев характеризуются низким уровнем познавательной активности. У дошкольников со средним уровнем физической подготовленности в 22% случаев фиксировался низкий уровень познавательной активности, а среди детей с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни одного случая с низким уровнем познавательной активности (Каданцева Г. А., 1994).

Исследователи считают, что есть ряд упражнений, который в большей мере способствуют интеллектуальному развитию детей. Е. К. Воронова, А. Д. Викулов, Б. А. Орлов таким средством считают плавание (Воронова Е. К., Викулов А. Д., Орлов Б. А., 2000).

Деханова И. М показала, что дети, занимающиеся спортивной гимнастикой, характеризуются более высокими показателями общего и невербального интеллекта, более высокими показателями коэффициента вербального интеллекта, более коротким временем вербального ассоциирования в сравнении с детьми, посещающими ГДОУ с обычным двигательным режимом, независимо от пола и соматотипа. Таким образом, дети, встроенные в регулярную систему интенсивного двигательного развития, безусловно, обгоняют своих сверстников по интеллектуальному развитию (Деханова И. М., 2008)

Изучение особенностей интеллектуального развития детей, посещающих ГДОУ с обычным двигательным режимом, и детей, встроенных в режим повышенной двигательной активности, является актуальным в настоящее время в психологических и педагогических исследованиях, так как имеет особую значимость в разработке индивидуального подхода в обучении и физическом развитии детей. Этот вопрос приобретает особую значимость в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки детей к школьному обучению, когда интенсивно формируются интеллектуальные способности, происходит заметное физическое развитие, необходимые для успешной учебной деятельности.

Многие дети посещают спортивные секции, один из наиболее популярных видов спорта в настоящее время это фигурное катание на коньках. Фигурное катание — это конькобежный вид спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании. Фигурному катанию свойственны смешанные упражнения, в которых преобладают ациклические движения. Многообразие форм движений, различный характер прилагаемых усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств. Физиологические изменения в организме определяются не только величиной нагрузки, но и психологическим напряжением вследствие технической сложности многих элементов, а также высокой эмоциональностью, связанной с требованиями артистичности движений и их музыкальным сопровождением.

Нами было проведено исследование для оценки уровня общего невербального и вербального интеллекта у детей 6-7 лет, занимающихся фигурным катанием и детей, посещающих ГБДОУ с обычным двигательным режимом.

В эксперименте приняли участие 60 детей в возрасте 6-7 лет, из них 30 детей, учащиеся ГОУ ДОД «СПб СДЮШОР фигурного катания на коньках», занимающиеся в группе начальной подготовки – 1 (2-3 год обучения) и 30 детей, посещающие ГБДОУ с обычным двигательным режимом.

Методы исследования:

1. «Цветные прогрессивные матрицы Равена» для оценки уровня общего и невербального интеллектуального развития ребенка.

2. Свободный ассоциативный эксперимент (Каменская В. Г., Зверева СВ., 2004). Предлагаемый тест основан на подходах Лурия А. Р. и адаптирован на кафедре психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А. И. Герцена для изучения вербальной мыслительной деятельности в структуре вербального интеллекта и оценка специфики и уровня развития вербальных ассоциативных процессов.

В результате оценки развития общего, невербального и вербального интеллекта обследуемых группах были получены следующие результаты:

Общий невербальный интеллект : дети, занимающиеся фигурным катанием - 71,34±9,6%; дети, посещающие ГБДОУ с обычным двигательным режимом - 65,4±11,8%.

Коэффициент вербального интеллекта : дети, занимающиеся фигурным катанием - 78,0±14,7; дети, посещающие ГБДОУ с обычным двигательным режимом - 72,9±13,0

Получены данные, показывают, что дети, занимающиеся фигурным катанием на коньках, имеют достоверно более высокий уровень общего и невербального интеллекта, достоверно более высокий уровень вербального компонента интеллекта. Таким образом, можно сказать, что дети, встроенные в регулярную систему двигательного развития, обгоняют своих сверстников по интеллектуальному развитию. Исходя из этого, были сформулированы рекомендации для дошкольных образовательных учреждений.

Мы предлагаем работу в двух направлениях:

1. В ГБДОУ:

-увеличение интенсивности двигательного режима детей,

-использование парциальных программ по физическому развитию детей,

-включение элементов профессионального спорта.

-включение ациклических, сложно координированных упражнений.

2. Работа с родителями:

-консультации для родителей о пользе физического развития детей, о влиянии физического развития на интеллектуальное развитие детей

-Привлечение родителей к повышению уровня двигательного развития детей вне дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Деханова И. М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет : Диссерт…канд. психол. наук. - СПб, 2008.- 199с.

2. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии : Учебное пособие. - М. : Форум: Инфра-М, 2005. – 288 с.

3. Каданцева Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания : Дис… канд. пед. наук. - М., 1994. - 181 с. 3.

4. Юрченко М. В. Модель развития преемственнрого формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ – начальная школа». // Образование и наука. Изв. Уро РАО. 2007 №4

5. Викулов А. Д., Орлов Б. А. Занятие плаванием и интеллект дошкольников // Современные образовательные направления в физической культуре : Сб. науч. тр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - С. 191-192.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Конспект физкультурно-интеллектуального досуга (квест) для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»Конспект физкультурно-интеллектуального досуга (квест) для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Конспект физкультурно-интеллектуального досуга (квест) для детей старшего дошкольного возраста инструктора по физической культуре детского.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимосвязь физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 00:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД