МААМ-картинки

Статья «Этнокультурное образование дошкольников»

Наталья Михайлова
Статья «Этнокультурное образование дошкольников»

Этнокультурное образование дошкольников.

Марийский край родной на карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах, мой край марийский милый,

Ты как цветок – прекрасен, мил и чист.

(С. Вишневский)

Малая Родина…У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Публикация «Статья „Этнокультурное образование дошкольников“» размещена в разделах

Мы живем в краю, у которой удивительно красивое имя – Марийский край, Марий Эл, Марий мланде. Много замечательных, красивых уголков на Земле, везде живут люди. Но Марийский край – единственная необыкновенная земля, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения.

При ГБОУ Республике Марий Эл «Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа» открыты две группы дошколят. Наш небольшой детский сад посещают дети в основном национальности мари. И особое внимание мы уделяем формированию у детей национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

В работе по формированию у детей национального самосознания ведё тся работа в следующих направлениях:

1. Организация педагогического процесса;

2. Изучение марийского фольклора;

3. Изучение этнографии и культурологи края;

Свое первое знакомство с этносом малыши начинают с изучения своей семьи: кто твои родители, бабушки, дедушки по национальности, чем они занимаются. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с фольклором марийского народа, который несет в себе черты национальных традиций, а так же содержит много информации о родном крае, культуре народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя свой словарный запас. Народный фольклор – это песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки. И, конечно же, сказки, которые сочетают воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание сказки дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Очень хорошо, если дети слышат их не только в детском саду, но и дома на родном языке. Так они познают красоту родного языка, в них закладывается осознание национальной принадлежности.

В старшем дошкольном возрасте наши воспитанники знакомятся с обычаями марийского народа, что позволяет заглянуть в удивительный мир бытовых традиций. Они активно приобщаются к народному творчеству, создавая атрибуты к фольклорным праздникам.

Особое внимание в работе по этнокультурному образованию дошкольников уделяется изучению декоративно-прикладного искусства марийского народа. Декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной среды личности. Уникальные образцы национального искусства имеют значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса. Это: неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, керамика и изделия игрушечных промыслов.

Работа по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством ведется в следующих направлениях:

1. ознакомление с марийским национальным искусством;

2. аппликация-моделирование;

3. рисование.

Наиболее ярким выражением в декоративно-прикладном творчестве всех народов является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Национальный костюм марийского народа определен цветом, включает характерные украшения (из ткани, бисера, бус, металла). В совместной творческой деятельности дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества, затем они учатся сопоставлять костюмы разных народов. В практической деятельности старшие дошкольники успешно решают творческие задачи, составляют марийские узоры из декоративных элементов.

В группе создан национальный уголок, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с марийским декоративно-прикладным искусством.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой Родине. Национальные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. Работа на этом не заканчивается. Впереди много идей, которые хотелось бы воплотить, продолжить сотрудничество с родителями наших воспитанников.

Публикации по теме:

Дополнительное образование как средство успешной социализации дошкольников Становление личности ребенка начинается с его рождения – в этот период обучением и воспитанием малыша занимается мама. Задача воспитателей.

Проект «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности» Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Статья «Конструктор Лего как средство формирования математических представлений у дошкольников» В нашем детском саду воспитателями старшей группы были разработаны игровые упражнения, и интегрированные занятия по формированию математических.

Патриотическое образование старших дошкольников в процессе знакомства с особенностями родного края в условиях реализации ФГОС Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Статья «Практические игры-тренинги, направленные на предупреждение основных проблем воспитания дошкольников» Основным фактором, предопределяющим основную проблематику в воспитании детей в настоящее время, является высокая загруженность родителей,.

Статья на тему «Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» «Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Воспитатель: Курочкина Татьяна Владимировна С поступлением.

Статья на тему «Формирование безопасного поведения дошкольников» «ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила: воспитатель МБДОУ "Детский сад № 83" г. Чебоксары Соловьева И. В. Чебоксары,.

Статья о пластилинографии для младших дошкольников Статья о пластилинографии. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании.

Правила безопасного поведения на дороге для дошкольников Какой же прекрасный мир, разнообразный, привлекательный! Каждый малыш интересуется тем, что происходит на улице, около него. И именного.

Этнокультурное воспитание дошкольников Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре. Цель Формирование представлений детей.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Этнокультурное образование дошкольников»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 19:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД