Диля Насыбуллина
Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности как средство социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок
познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности как средство социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов. Чтобы помочь детям не стать психосоматиками, необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру людей, обучить их выражению и распознанию некоторых базовых эмоций.
Эмоции помогают ребёнку приспосабливаться к той или иной ситуации.
На ряду с этим необходимо уделить внимание развитию умение обучаться, понимать чувство других людей, сочувствовать им, находить выход из конфликта.
Одним из средств укрепления психоэмоционального здоровья детей на наш взгляд является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Огромным потенциалом формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников обладает театрализованная деятельность, которая стимулирует развитие психических процессов, создает условия для познания окружающего мира, усвоения способов укрепления и сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, обогащает значимыми впечатлениями, способствует самопознанию, ориентации детей в различных ситуациях физического и психологического благополучия, реализует творческую активность формирующейся личности ребенка, позволяет формировать опыт ценностного поведения, создавая среду для формирования ценности здоровьесбережения благодаря оформлению в различных знаковых системах (в речи, пантомимике) в соответствии с целями педагога и предпочтениями, интересами детей.
Специфика формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности заключается в том, что в процессе театрализации ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения, рисования и т. п.) с целью получения знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья, природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, содействия в осознании детьми ценности здоровья и ответственного отношения к нему; включения в здоровьесберегающую деятельность в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями; закрепления моделей здоровьесберегающего поведения.
Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему, усвоение знаний и представлений о здоровье и способах ведения здорового образа жизни, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка, адекватной оценочной деятельности, способствующий бережному отношению ребенка дошкольного возраста к себе и своему здоровью. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет эффективным при реализации психолого-педагогических условий: выявлены сущность, структура и содержание здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности, позволяющие определить механизм и динамику процесса его формирования; содержание деятельности педагогов по формированию здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет определено возрастными и психологическими особенностями детей и спецификой образовательного процесса дошкольного учреждения; обеспечена организация театрально-образовательной среды в дошкольном учреждении, включающей организованное пространство для театрализованной деятельности и взаимодействия педагогов, детей и родителей; спроектирована и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения педагогическая технология формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности; целенаправленное формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности будет осуществляться как процесс актуализации имеющегося и приобретения нового индивидуального опыта здоровьесбережения и обеспечиваться соответствующей системой методического сопровождения.
Дети дошкольного возраста вполне готовы к ролевой регуляции своего поведения, поэтому работу по театрализованной деятельности строим в три этапа.
Первый этап- возрастные особенности социально- личностного развития детей младшего возраста и особенности его развития средствами театрализованных игр.
Второй этап- формирование опыта социальных навыков поведения детей дошкольного возраста, воспитание раскрепощенного, социально активного дошкольника, гармонично входящего в социум средствами театрализованной деятельности.
Третий этап- использование освоенного положительного опыта детей в установлении межличностных отношений и активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками.
Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры имеют следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребенок передает свои чувства с изображаемом действии, художественно передает замысел, варьирует свое поведение в роли, по своему использует предметы и заменитель в игре. В театрализованной игре осуществляется развитие межличностных отношений и эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Великое значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов освоения выразительности речи). Воспитательные возможности театрализованных игр усиливается тем, что их тематика практически не ограничена.
Особое внимание уделяем робким, стеснительным детям, для которых выступления на сцене связано с огромным нервным напряжением. Известно, как велика сила эмоционального воздействия театрализованной деятельности.
Именно в дружеском союзе воспитателей и детей зарождаются творческие способности. Исходя из этого, поставили перед собой и детьми следующие задачи:
Научить распознавать разницу между чувствами и поступками.
Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка
Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами (словесными, творческими). Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Реагировать на имеющиеся отрицательные (страх, гнев и д. р). Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому.
Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам корректировать его поведение, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества. На начальном этапе работы по театрализованной деятельности включаем в инсценировку упражнения на развитее памяти в воображения фантазии. Работа над ролью начинается с краткого художественного описания того места, где будет происходить действие инсценировки. Выразительное произведения, проговаривания отдельных строк. Затем анализируем, описанные в произведении, формируем интерес к желанию участвовать и принять на себя определенную роль. Конечный результат работы над ролью- действие в атрибутах маленькие дети владеют естественной грации и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведения проявляют через движения и речь. Тревожный робкий скрытый ребенок выглядит сутулым малоподвижным и пассивным. Чем меньше зажимов в речи и отрицательных эмоциях, тем ребенок, свободнее и благополучнее себя ощущает.. Таким образом в театрализованном представлении в игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений различных персонажей и взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. В ней ребенок познает правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей действительностью, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.
Именно поэтому совместные занятия воспитателей групп и музыкального руководителя способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.