Папки-передвижки

STEAM-образование в ДОУ «Пять шагов от игры к науке»

Татьяна Кучева
STEAM-образование в ДОУ «Пять шагов от игры к науке»

STEAM-образование в ДОУ. Пять шагов от игры к науке

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и

познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение

образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,

при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,

становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий обучения

Публикация «STEAM-образование в ДОУ „Пять шагов от игры к науке“» размещена в разделах

пониманию знаний детей является Технология STEАM-образования.

Термин STEAM, появился в США и расшифровывается как:

S SCIENCE НАУКА

T TECHOLOGY ТЕХНОЛОГИИ

E ENGINEERING ИНЖЕНЕРИЯ

A ARTS ИСКУССТВО

M MATHEMATICS МАТЕМАТИКА

В начале 1990-х гг. биохимик Р. Рутбернштейн изучил 150 биографий самых

известных ученых от Пастера до Эйнштейна. Он исследовал использование левой и правой

половин мозга. Как выяснилось, почти все изобретатели и ученые были также

музыкантами, художниками, писателями или поэтами: Галилей – поэтом и литературным

критиком, Эйнштейн играл на скрипке, Морзе - художником-портретистом и др. Таким

образом, креативность стимулировалась и укреплялась посредством практики дисциплин,

связанных с правой половиной мозга.

Что же такое СТЕАМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое

включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним

относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь

происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе

создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное.

Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в

образовательный процесс.

Внедрение STEАM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро

ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.

Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые

достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр

позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Ключевые вопросы STEАM подхода в дошкольном образовании:

Технология Характеристика На что ориентирована

S НАУКА Что и как исследуем? Что и как изучаем?

Что и как познаем?

T ТЕХНОЛОГИИ Какой алгоритм деятельности осваивают

дети?

E ИНЖЕНЕРИЯ Какой продукт (проект) создают дети?

A ИСКУССТВО Какие художественно-выразительные

средства искусства ребенок осваивает?

Какие методы творческой реализации

выбирает ребенок?

M МАТЕМАТИКА Какие элементы математического

мышления развиваются у ребенка

(геометрическое, пространственное,

алгоритмическое, временное,

комбинаторика и т. п. ?

Для успешной реализации проекта STEАM разработана парциальная модульная

программа «STEM-образование детей дошкольного возраста» ( авторы: Волосовец Т. В. ,

Аверин С. А., Маркова В. А., которая может стать частью основной образовательной

программы ДОУ или использоваться по модульно при организации занятий по

дополнительному образованию.

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

РЕШАЮТСЯ:

1. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

- экспериментирование с предметами окружающего мира;

- освоение математической действительности путем действий с геометрическими

телами и фигурами;

- освоение пространственных отношений;

- конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Фридрих Вильгельм Август Фребель – немецкий педагог, теоретик (Автор

оригинальной системы обучения и воспитания дошкольников). Создатель первых в мире

детских садов. Ф. Фребель разработал 6 даров – он так назвал набор учебных материалов.

Фребель говорил, что его дары- являются символическими элементами Вселенной,

составленные из основных геометрических форм - шара, куба и цилиндра.

Если во время педагогической деятельности Фребеля в практике использовалось 6

даров, то в настоящее время, набор Фридриха Фребеля представлены в 14 моделях.

Многие зарубежные и российские педагоги-практики использовали идеи Фребеля в

своих педагогических концепциях тем самым дополняя дары (Монтессори, Воскобоевич,

Никитины, Кьюзинер).

Игровой набор Фребеля можно рассматривать только как системный подход в

образовательном процессе и как единый комплекс. Набор Фребеля используется во всех

пяти образовательных областях. Так же широко используется при работе с детьми ОВЗ с

такими заключениями как ЗПР, ОНР и с детьми-инвалидами, которые посещают сад.

2. Образовательный модуль «LEGO - конструирование»

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение,

речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной

деятельности;

- свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй

речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических

систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду

обучения и развития ребенка.

Использование лего - конструктора является великолепным средством для

интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных

видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно –

исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд,

двигательная).

3. Образовательный модуль «Математическое развитие»

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство,

время, количество и счет.

Знакомство детей с основными областями математической действительности

величиной и формой, пространственными и временными ориентировками, количеством и

счетом происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных

возрастных этапах различно. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует

продуманного подбора, наиболее подходящих методов и приемов её реализации и

компонентов развивающей предметно пространственной среды. Содержание модуля

характеризуется комплексностью, в нем объединены игры и пособия для арифметической,

геометрической, логической и символической пропедевтики. (направленности).

Таким образом, реализация модуля не только многопланово, многоуровневое,

но и поэтапно, не сразу как говорится, а шаг за шагом.

Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно

происходит в контексте практической и игровой деятельности. В своей работе в

математическом модуле STEАM образования выделили 5 направлений:

1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями;

2 направление - Знакомство с величинами;

3 направление - Знакомство с числами в пределах 10 и 20;

4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием.

5 направление – Развивающие игры. В качестве первой игры можно выбрать «Сложи

узор» и первые задания к нему. Далее следует вводить «Уникуб» и «Кубики для всехСветовид».

4. Образовательный модуль «Робототехника»

- развитие логики и алгоритмического мышления;

- формирование основ программирования;

- развитие способностей к планированию, моделированию;

- обработка информации;

- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.

Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном

образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены

автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих

научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в

нашей стране и во всем мире.

Электроника и информатика, механика и телемеханика, радио- и электротехника, —

на этих и других дисциплинах базируется современная робототехника. Практическое

знакомство в детском саду и начальной школе с такими понятиями, как координаты,

графики, циклы, многозадачность, скорость, мощность и т. п., служит введением для

дальнейшего изучения математики, физики, программирования и других предметов.

Занятия робототехникой способствуют развитию логического, пространственного,

алгоритмического и эвристического мышления, внимания, памяти, воображения,

творческих способностей, моторики и навыков коммуникации.

Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для

изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи,

решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического

перемещения модели до программирования систем управления.

5. Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых

технологий;

- освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и

технического творчества.

Мультстудия «Я творю мир» состоит из специализированного оборудования,

программного и научно-методического обеспечения, что позволяет практически сразу

приступать к эксплуатации данного оборудования. Программа адаптирована для

использования старшими дошкольниками и имеет интуитивный интерфейс, удобный и

понятный ребенку.

6. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой

природой»

- формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной

деятельности;

- осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

- формирование экологического сознания.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при

комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEАM-образования.

Достижение поставленных целей осуществляется в специфичных для детей данного

возраста видах деятельности, таких как игра, конструирование, познавательноисследовательская деятельность (в том числе научно-техническое творчество, различные

виды художественно-творческой деятельности (дизайн, создание мультфильмов и др.).

STEАM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического

оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий.

Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база. Поэтому акцент

сегодня делается на дополнительное образование.

Погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого

воспитанники, используя элементы из различных материалов, приобретут элементарные

технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные

конструкторы помогут педагогам развивать в детях креативность и пространственное

мышление.

STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя

игры, которые легко смогут организовать педагоги в ДОУ и родители в условиях дома.

Оригами – данная техника полностью ложится под STEAM-образование. Она

направлена на развития интеллектуальных способностей, произвольности всех

психических процессов, повышения эффективности обучаемости детей дошкольного

возраста, на основе яркого эмоционального самовыражения.

Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, дети впервые

сталкиваются с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной.

Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с

моделированием.

Конструктор из картона поможет ребенку узнавать различные сенсорные эталоны, а

к тому же еще конструировать. «Йохокуб» — это конструктор, позволяющий создавать

различные фигуры. Конструктор состоит из кубиков и призм, которые собираются в 3Д из

плоских форм и соединяются между собой скобами в любом направлении двумя способами.

Инженерное решение соединений деталей между собой запатентовано в статусе

«изобретение». Благодаря особому способу соединения модели из конструктора «Йохокуб»

прочны и могут быть пересобраны в новые формы. Эта особенность дает конструктору

«Йохокуб» преимущество перед другими игрушками из картона.

Игрушка развивает воображение и мелкую моторику. Предназначена для детей 6-12

лет. Также популярна среди взрослых творческих людей.

Кубики из картона очень легко декорировать — раскрашивать, наклеивать стикеры,

аппликации, производить декупаж. Модели из конструктора «Йохокуб» сами по себе уже

являются дизайнерскими предметами интерьера.

Из конструктора «Йохокуб» можно собрать все, что угодно — от традиционных для

кубиков домиков и крепости, до футбольного мяча. А также динозавров, домашних

животных, героев мультфильмов, космические корабли, машинки, роботов и многое

другое.

«Геоконт» В. Воскобовича является прекрасным средством для развития

произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов (конструирование по

словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и

установление закономерностей) формирования способности анализировать, сравнивать,

объединять признаки и свойства. В игре развивается творческое воображение и

пространственное мышление.

В народе Геоконт называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном

игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые называются «серебряными».

На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка, и получаются

контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Динамичная «резинка» выступает

средством конструирования.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму,

тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память,

воображение.

«Геоборд» (другие названия – математический планшет, геометрик- русское,

геоборд – английское) – это многофункциональная геометрическая доска для

конструирования плоских изображений.

Про это дидактическое пособие стало известно еще в 50-е годы прошлого столетия

благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое «поле для

рисования резиночками».

«Геоборд», по мнению математика, помогает ребенку в освоении некоторых базовых

правил планиметрии: периметр, площадь, фигура и т. д., развивает индуктивное и

дедуктивное мышление, дает представление о симметрии, конгруэнтности, трансформации

размера, формы.

«Геоборд» состоит из плоского поля и 25 штырьков, расположенных на поле равноудаленно

друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резиночки. Это

могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для

волос. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество

различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные

предметы, животных).

Флексагоны — плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и

сгибаться определённым образом. При складывании флексагона становятся видны

поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые

поверхности уходят внутрь.

Многие флексагоны имеют квадратную (тетрафлексагоны) или шестиугольную

(гексафлексагоны) форму. Впрочем, существуют флексагоны других форм, включая

прямоугольные и кольцевые.

Для различения плоскостей на секторы флексагона наносят цифры, буквы, элементы

изображения или просто окрашивают в определённый цвет.

Первый флексагон был открыт в 1939 году английским студентом Артуром Стоуном.

Флексагон- одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные

эталоны формы. Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного

воображения, памяти, внимания, терпения, при специально продуманной раскраске

активизируют формирование представлений по всем разделам математики для

дошкольников.

Вы знакомы с геометрической фигурой – гипотрохоидой? Уверены, что нет?

Красивые симметричные узоры, получаемые с помощью игрушки спирографа,

именно так и называются.

Что это такое?

Спирограф нередко не считают игрушкой, ведь он больше похож на какие-то чертёжные

приспособления. Прежде чем рассказать, каким образом изобретение военного инженера

«переквалифицировалось» в игрушку, давайте уточним, что же такое этот спирограф.

Стандартный спирограф представляет собой прямоугольную линейку (основной трафарет)

с двумя (или больше) рабочими зубчатыми отверстиями внутри. Отверстия имеют круглую

форму и различный диаметр. В меньшем отверстии нарезано 96 зубчиков, в большем – 105.

К линейке прилагается несколько зубчатых колёсиков с дырочками внутри и набор

фигурных трафаретов, которые имеют правильную геометрическую форму (ромб,

треугольник, квадрат, звезда, восьмигранник). В полной комплектации есть также

трафареты в виде фигурок рыб (дельфин, акула, бабочек, бантика, ёжика, котика,

крестиков и трафарет-транспортир в виде круга. Фигурными трафаретами работать немного

труднее, но зато и интереснее. Фигурки катятся прыжками, через несколько зубчиков по

рабочей окружности спирографа.

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Фотоотчет «75 шагов к Великой Победе!»Фотоотчет «75 шагов к Великой Победе!» Приближается 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Чем больше времени проходит с того знаменательного дня, тем.

Дидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возрастаДидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возраста Дидактические игры на образование нового числа. «Ученье – свет, а неученее – тьма», «Учиться – всегда пригодится», «Учение – путь к умению»,.

Фотоотчет об участии во Всероссийской акции «Дети в науке»Фотоотчет об участии во Всероссийской акции «Дети в науке» Все мы знаем, что ребенок - это маленький экспериментатор, который стремиться познать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать.

Фотоотчёт мастер-класса для коллег «Прогулка по селу» — занятие по учебно-методическому пособию «STEAM-лаборатория». ВидеоФотоотчёт мастер-класса для коллег «Прогулка по селу» — занятие по учебно-методическому пособию «STEAM-лаборатория». Видео Широкими шагами по стране идет для кого-то пока еще диковинный, а для кого-то уже вполне понятный тренд. Ни одна образовательная конференция,.

Конспект НОД по финансовой грамотности «Пять монет для Буратино» для детей старшей группы в форме игры-квестаКонспект НОД по финансовой грамотности «Пять монет для Буратино» для детей старшей группы в форме игры-квеста .

Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия «STEAM»Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия «STEAM» Тема: "Волшебные фигуры" Программное содержание: Образовательная область: Познавательное развитие. Цель: Развитие математических знаний.

Методическая разработка исследовательской деятельности «Дети в науке» с детьми старшей группыМетодическая разработка исследовательской деятельности «Дети в науке» с детьми старшей группы Задавались ли Вы вопросом, откуда берутся звуки? Почему одни звуки длинные, а другие короткие? Как усилить звук? Что мешает звуку распространяться?.

Новогодний праздник в форме квест-игры «Пять ключей для Деда Мороза» для детей подготовительной к школе группы Сценарий новогоднего праздника в форме квест-игры для детей подготовительной к школе группы. Описание: Новогодняя история спасения Деда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
STEAM-образование в ДОУ «Пять шагов от игры к науке»
Опубликовано: 27 августа 2023 в 09:33
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД