Получи документы

Стратегия инновационного развития учреждения образования «Итоги и перспективы»

ВРАДИНСКАЯ ТАТЬЯНА
Стратегия инновационного развития учреждения образования «Итоги и перспективы»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной и православной культуре. Негативные явления современной жизни коснулись и сельской глубинки. Потребительское отношение к жизни, жестокость, равнодушие молодого поколения заставляют нас, педагогов, искать такие формы работы с детьми, которые позволили бы воспитать настоящего человека, любящего свой народ, свою родину, свою культуру.

Публикация «Стратегия инновационного развития учреждения образования „Итоги и перспективы“» размещена в разделах

Наше сельское учреждение образования расположено в живописном уголке Ветковского района, Гомельской области - в аг. Даниловичи. Замечательная природа и трудолюбивые люди с деревенским говором и сложившимися православными традициям создают особый колорит нашего поселения. Свято-Никольский храм, расположенный на территории деревни Даниловичи никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Родители освящают дома, многие семьи, живущие на территории нашего сельского совета придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия и венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения села.

Как сохранить эту самобытную культуру? Как воспитать детей в духе белорусской православной традиции? – эти вопросы мы часто задавали себе.

Имея определенный педагогический опыт работы, мы все глубже убеждались в том, что если мы хотим возродить общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению отечественной культуры, основой которой является православная культура. Это и побудило нас в 2014 году к участию в инновационном проекте «Внедрения модели формирования оптимистического типа мировосприятия у детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа», в который вовлечены как педагоги, так и обучающиеся, и их законные представители.

Накапливая материал, анализируя прочитанную литературу, мы пришли к выводу, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми. Организация инновационной деятельности в учреждении образования позволило разработать стратегию его эффективного развития, определить перспективные направления профессионального роста педагогов и личностного роста обучающихся, создать основу для укрепления конкурентоспособности учреждения образования.

Успешное функционирование учреждения образования в рамках реализации инновационного проекта во многом зависит от того насколько педагогически целесообразно организовано сопровождение инновационной деятельности, в частности, и система методической работы, в целом.

Работа над данным проектом началась с организационно - подготовительного этапа, в рамках которого было организовано диагностическое сопровождение. Его целью стала оценка готовности всех участников инновационной деятельности к работе по данному направлению, а также оценка материально-технической базы учреждения образования. На основании полученных результатов нами были определены формы, методы и содержание научно-методического сопровождения инновационной деятельности. Таким образом, структурно-проработанный организационно – подготовительный этап позволил нашему коллективу приступить к качественной практической реализации внедренческого этапа программы инновационного проекта.

Управление научно-методической работой осуществлялось по трем уровням. Административный – это управление профессиональной подготовкой педагогического коллектива и его мотивация к участию в инновационной деятельности через групповые и индивидуальные формы работы: консультации, собеседования, тематические педагогические советы, совещания, семинары, педагогические чтения, планирование повышения квалификации педагогов и другие. Содержательно-операционный – создание оптимальных предметно-развивающих и информационных условий в учреждении образования для непосредственной реализации программы инновационного проекта : налаживание межведомственного сотрудничества со Свято-Никольским храмом, создание в ресурсном методическом центре учреждения сектора «Инновационная деятельность», который содержит необходимый для работы дидактический, демонстрационный материал, литературу. Рефлексивный или же оценочный – это самооценка педагогами-участниками инновационной деятельности степени реализации их индивидуальных планов работы в рамках проекта, которая позволяет обнаруживать их достижения и проблемы, находить ресурсы их дальнейшего развития и совершенствования.

За последние три года педагогами – участниками инновационной деятельности проведена огромная работа. С переходом работы в инновационный режим возникла необходимость для учащихся начальных классов ввести курс факультативных занятий «Основы православной культуры», которым охвачены все учащиеся начальной школы. Ведет этот курс учитель начальных классов, Анна Викторовна Ковалькова, которая прошла профессиональную подготовку на курсах повышения квалификации в Гомельском областном институте развития образования, в Академии последипломного образования. Учебная программа рассчитана на 4 года обучения на I ступени общего среднего образования. Материал программы структурирован, её содержание представлено в учебно-тематических разделах, позволяющих последовательно и многосторонне знакомить учащихся с наследием белорусского народа в рамках традиционной религиозно-исторической системы ценностей. Для каждого класса представлен учебно-тематический план, задачи, содержание, ожидаемые результаты. Отметим, что организация факультативных занятий строится с учётом возрастных особенностей детей, их интересов и предпочтений. Педагог самостоятельно определяет формы и методы работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями (темпераментом, характером, способностями, склонностями, мотивацией, интересами) с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса по отношению к каждому ребёнку.

Воспитателем старшей разновозрастной группы детского сада, Натальей Валерьевной Тейкиной, в рамках кружковой работы, создана предметно-развивающая среда : предметы народного быта, белорусские народные игрушки, настольно-дидактические игры «Рукотворный и нерукотворный мир», «Добро и Зло», «Камень мудрости», уголки театрализованной деятельности и духовно-нравственного воспитания, которая способствует формированию оптимистического типа мировосприятия, в частности, и духовно-нравственному становлению личности ребенка, в целом.

С 2015 года в учреждении действует семейный клуб «Мы вместе!», на заседаниях которого стали рассматриваться не только организационные вопросы, но вопросы по теме непосредственно касающейся инновационного проекта. Результатом данного взаимодействия явилось приближение к оптимальной реализации главной цели инновационной деятельности – духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях и ценностях белорусского народа как в семьях обучающихся, так и в самом учреждении образования. Для налаживания конструктивного диалога в системе «учреждение образования – законные представители обучающихся», в начале каждого учебного года проводятся родительские собрания с приглашением настоятеля храма. Уже несколько лет налажено тесное сотрудничество с протоиереем Андреем Булацким – постоянным помощником, гостем и участником многих мероприятий нашего учреждения.

В детском саду – начальной школе реализуется план совместной работы с приходом Свято-Никольского храма, расположенного на территории аг. Даниловичи, содержание которого отражает глубокий смысл православных праздников и народных традиций, основанных на традиционной культуре нашего района.

Большой резонанс имеют общие для детского сада – начальной школы праздники, посвящённые Дню матери (Покров Пресвятой Богородицы, Рождеству, Пасхе. Проведение таких ярких календарных праздников стало традицией в нашем учреждении образования. Изучая годовой круг православных праздников, ребята выступают перед своими сверстниками, рассказывая им о каждом празднике. Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Родину, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях обучающиеся могут на различных мероприятиях.

Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с коллегами показали, что включение в воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это встречи и беседы со священником, практические занятия, праздники, способствуют формированию духовно-нравственной личности. Дети, как показывает опыт, с желанием посещают занятия. На них ребята получают как теоретические знания, так и практические навыки. Они изготавливают различные поделки, сувениры к праздникам, рисуют, танцуют, учат стихи, готовят спектакли, инсценировки.

Так, изучая историю праздника, его смысл, дети изготавливают поделки перед праздником рождественские открытки и дарят их свои знакомым, родным, перед Пасхой – пасхальные открытки. Для изучения традиций своих предков ребята знакомятся с различными экспозициями, которые им готовят педагоги. Так, накануне праздника Покров Пресвятой Богородицы мы знакомились с экспозицией женских платков. Важным событием в жизни школьников является непосредственное участие детей в проведении православных праздников.

Совместные мероприятия проходят в виде театрализованных постановок, конкурсно-игровых и музыкальных программ. В рамках данной работы так же постоянно организуются и проводятся благотворительные акции такие как «Волшебство под Рождество», «Наши дети», «Помоги ближнему своему», в организации и подготовке которых задействованы не только педагоги и обучающиеся, но и настоятель храма, законные представители несовершеннолетних.

Благодаря нашей деятельности по приобщению к народной и православной традиции у ребят развивается чувство гордости и уважения к своему народу, к своим корням. Проведенное анкетирование среди учащихся начальных классов, показало, что повысилась доля учащихся, имеющих представление о православных праздниках (если в I классе называли праздники - 10% уч-ся, то в IV классе – уже 80%). Если сначала называли только 2 праздника: Рождество и Пасха, то сейчас спектр праздников значительно расширился. Дети имеют представление об истории праздников, традициях их празднования, принимают непосредственное участие в них. А взаимодействие детского сада и начальной школы делает этот процесс непрерывным. Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель дошкольного образования и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Воспитание детей на православных традициях и ценностях белорусского народа может быть успешно решено путем преемственности, при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения данной задачи.

Реализуя проект «Внедрения модели оптимистического типа мировосприятия детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценности белорусского народа» нами было проведено районное методическое совещание на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценности белорусского народа».

23 ноября 2015 года наше учреждение образования приняло участие в районном этапе Покровских образовательных чтений.

В 2016 году педагогический коллектив принял участие в республиканском семинаре-практикуме «Развитие инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования».

Одним из направлений работы в ходе инновационной деятельности явилось ее информационное сопровождение, которое включало в себя создание на официальном интернет-сайте детского сада – начальной школы страницы «Инновационная деятельность», а также демонстрацию, трансляцию наработано опыта.

Опыт работы в данном направлении освещался в средствах массовой информации воспитателем дошкольного образования, Мариной Николаевной Новиковой. Так, в районной газете в 2014 году вышло две публикации:

«В традициях отцов и дедов» и «Нескучное детство».

Вся проводимая работа позволила нам в сентябре 2016 года вступить в реализацию второго республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования личной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценности белорусского народа». Данный проект реализуется по той же схеме, что и первый, так как он подтвердил свою эффективность полученными положительными результатами. Но, не смотря на отработанные и отобранные методы и приемы работы, мы ищем и новые для того, чтобы вызвать еще больший интерес детей и их законных представителей к изучению православных традиций и ценностей, содействовать развитию их инициативности, моральному усовершенствованию их личности и подтолкнуть их к совершению добрых дел.

Опытом работы в этом направлении наше учреждение делилось на областном методическом семинаре по вопросам реализации инновационных проектов по духовно – нравственному воспитанию, который проходил 13 июня 2017 года на базе ГУО «Ясли – сад №170 г. Гомеля». В мае 2017 года в районной газете вышла статья из опыта работы учреждения по инновационному проекту «Учим детей вечным ценностям», автором которой является заместитель директора по основной деятельности, Татьяна Александровна Врадинская. В рамках летней занятости обучающихся в 2017 году на базе начальной школы нашего учреждения образования функционировал летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Дорогою добра». Как итог проделанной работы является то, что по итогам областного организационно-методического совещания, которое состоялось 17 марта 2017 года на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад № 170 г. Гомеля» принято решение об открытии на базе нашего учреждения образования ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию в Ветковском районе.

Следуя путем целенаправленного воспитательного влияния, мы стараемся посеять в маленьком человеке семена любви и добра, и многое из того, что мы уже делаем, ведет нас к духовному совершенствованию, к формированию у детей качеств истинных патриотов своей Родины. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение Белоруссии, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4 4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы..

Итоги учебного года и…Итоги учебного года и… Размышления на тему. Очередной учебный год подошёл к концу. И сегодня, дорогие друзья, мне хотелось бы пригласить вас к некоторым размышлениями.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). ИтогиПособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Реализация инновационного проекта по конструктивной деятельности «Грузовой транспорт» (средняя группа)Реализация инновационного проекта по конструктивной деятельности «Грузовой транспорт» (средняя группа) В рамках реализации опытной педагогической площадки по теме «Конструирование как приоритетное средство реализации ФГОС ДО» (согласно приказу.

Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3 Этапы проекта: 1 этап - подготовительный Стартовая беседа для выявления представлений детей об овощах, постановка проблемы,.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Автор публикации:
Стратегия инновационного развития учреждения образования «Итоги и перспективы»
Опубликовано: 26 октября 2021 в 18:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стратегия инновационного развития учреждения образования «Итоги и перспективы»» (включая файлы) размещена пользователем ВРАДИНСКАЯ ТАТЬЯНА (УИ 1359666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД