Анна Жилинская
Структура логопедического занятия на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Постановка звука [. ]»
Цели:
образовательные (программные, обучающие) : формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук ( это могут быть слова из тем: «Игрушки», «Транспорт», «Мебель» и т. д.);
Публикация «Структура логопедического занятия на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учетом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ;
воспитательные: коррекция личности ребенка в целом.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы,
Структура занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная зарядка:
• общие артикуляционные упражнения;
• специальные артикуляционные упражнения;
• упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
• положение губ;
• положение зубов;
• положение языка (кончика, спинки, корня);
• участие голосовых складок;
• характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука : индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха — опознавание звука :
• в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам;
• в слогах, с учетом вышеуказанных рекомендаций;
• в словах;
• в предложениях;
• в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Домашнее задание.
10. Итог занятия :
• повторение: «Какой звук отрабатывался на занятии?»;
• анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
• заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
11. Оценка работы ребенка на занятии с положительной психологической направленностью.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА
Тема: «Автоматизация звука [. ]».
Цели:
образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях; закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука [. ]»;
коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики; закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [. ] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; обучение звуко-слоговому анализу;
воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счетные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.
Структура занятия :
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный — согласный; глухой — звонкий; твердый — мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах; звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении; графическая запись предложения.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
Тема: «Дифференциация звуков [. ] - [. ]».
Цели:
образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях; закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении; формированиё навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков); закрепление или уточнение словаря по теме;
коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков; закрепление: правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах изолированных в слогах, словах, предложениях, тексте); навыков звуко-слогового анализа с графической записью; отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустически механизмам;
воспитательные: коррекция личности ребенка в целом; воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.
Структура занятия :
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнение моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных момент артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков и букв.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слогов и графический анализ слов.
11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
12. Дифференциация звуков в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.