Получи документы

Сущность закаливания и его основные факторы, принципы и методы

Татьяна Беляева
Сущность закаливания и его основные факторы, принципы и методы

Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания - все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм.

Публикация «Сущность закаливания и его основные факторы, принципы и методы» размещена в разделах

Основные принципы закаливания были впервые сформулированы Г. Н. Сперанским в 1910 г. [12]. Они прошли испытание временем и в последующие годы претерпели некоторые дополнения. В настоящее время специалисты при разработке программ закаливания организма дошкольников руководствуются следующими принципами[5] :

Принцип систематичности. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.

Принцип постепенного увеличения силы раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

Принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Принцип положительной эмоциональной реакции ребенка на процедуры. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Принцип необходимости учета климатических условий. Естественно, постоянство и систематичность закаливания предусматривают необходимость приучения ребенка к температурам, в которых ребенку предстоит жить.

Принцип полиградационности. Необходимо соблюдать этот принцип - периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п., чтобы ребенок не привыкал к стереотипу закаливания.

Принцип последовательности применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах - раньше, чем с ними проведены обливания.

Принцип комплексности. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.).

Приведенные принципы закаливания помогают человеку правильно подобрать средства для их реализации.

Л. Г. Голубевой были сформулированы основные методы закаливания [5] :

Самый традиционный - метод постепенного увеличения силы раздражителя. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличение продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия.

Контрастный метод. Для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий.

Метод без снижения температуры. Используя данный метод, мы постепенно перейдем к интенсивным методам закаливания.

Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела с интенсивными холодовыми, тепловыми факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры.

При проведении закаливающих мероприятий стоит учитывать ряд противопоказаний:

- Негативное отношение и страх ребенка.

- Отсутствие полного контакта и отношений сотрудничества с семьей.

- Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.

- Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.

Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекций в окружении ребенка в течении последнего месяца.

- Высокая температура в вечерние часы.

- Выраженная недостаточность питания.

- Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.

Что касается противопоказаний к интенсивным методам закаливания с использованием высоких температур (сауна, парная, баня, то их перечень значительно короче:

- В раннем детском возрасте это последствия родовых травм и других повреждений, возникающих в перинатальном периоде.

- Постгипоксическая энцефалопатия.

- Повышенная судорожная готовность.

- Врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации.

- Острые инфекционные заболевания с высокой температурой.

- Различные формы эпилепсии.

В формировании приспособительных защитных реакций организма под влиянием естественных факторов принимают участие рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы. Многочисленные нервные окончания в коже воспринимают разрежение и передают в центральную нервную систему. В ответ на эти раздражения возникают реакции сосудодвигательного, трофического и другого характера, передающиеся по эффекторным нервам и через синапсы соответствующим нервам и системам.

Этот нейрорефлекторный механизм действия физических факторов тесно переплетается с нейрогуморальным. Считают, что природные факторы, влияя на сложный рецепторный аппарат и через него на центральную нервную и эндокринную системы, вызывают нейрогуморальные сдвиги и оказывают влияние на трофику тканей, обменные биологические процессы, иммуногенез и др.

В результате этого меняется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение, происходят различные изменения в системах, помогающих организму приспосабливаться к изменениям внешних условий, мобилизовать защитные силы.

А. Д. Споним считает, что «нервные гормональные и тканевые механизмы вовлекаются в процесс адаптации в различной степени в разные периоды развития процесса». Он выделяет следующие стадии процесса:

- Внезапно или впервые действующий холодовой раздражитель не вызывает заметных реакций терморегуляции – физической или химической. Это связано с проявлением внешнего торможения в результате ориентировочной реакции. Проявление внешнего торможения во многом зависит от типологических особенностей нервной системы.

- Образование положительных условных рефлексов на охлаждение, благодаря которым при повторных охлаждениях возрастает теплопродукция, а патентный период реакции терморегуляции значительно сокращается.

Особенно большое значение имеют условные рефлексы на обстановку и время. Однако и в этот период сильные или необычные по силе холодовые раздражители могут вызвать торможение реакции терморегуляции, что зависит от типологических особенностей организма и стадии адаптации. Уже в эту стадию адаптации можно наблюдать повышение устойчивости температуры тела при охлаждении.

Вторая стадия имеет большое значение для человека. При умеренных степенях охлаждения у человека образуются прочные терморегуляционные условные рефлексы на обстановку и на время.

В основе закаливающего действия физических факторов лежат, безусловно, условно рефлекторные механизмы. Большое место отводится рефлекторному влиянию на кожу, слизистые оболочки, сердечно-сосудистую систему и др. Охлаждение даже части тела рефлекторно может вызвать терморегуляторные реакции во всем организме.

Если систематически применять физические факторы, то путем повторных регуляторных упражнений сложных механизмов теплорегуляции и других физиологических систем можно добиться образования стойких условных рефлексов, которые облегчают приспособляемость организма к неблагоприятным изменениям внешней среды.

Тренировка терморегуляторных механизмов при закаливании улучшает и другие процессы жизнедеятельности организма. Доказано, что:

- тренируется кора головного мозга и центральная нервная система,

- тонизируется вегетативный отдел нервной системы,

- улучшается функциональное состояние скелетной мускулатуры,

- совершенствуются функции дыхания, кровообращения,

- повышается активность ретикуроэндотепиальной системы,

- улучшается эмоциональное состояние,

- тренируются выделительные аппараты,

- количество недоокисленных продуктов у закаленных меньше (13).

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания»Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания» 24 июня. Фестиваль закаливания на МААМ. Лето самое выгодное время года, для закаливания. И естественные природные факторы: воздух, солнце.

Мастер-класс «Массажный коврик для закаливания детей»Мастер-класс «Массажный коврик для закаливания детей» Сегодня почти каждая мама знает дорогу к врачу-ортопеду. Многие следуют рекомендациям специалистов и приобретают для малышей ортопедическую.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Советы для родителей «Лето — самое лучшее время для закаливания»Советы для родителей «Лето — самое лучшее время для закаливания» Закаливающие способы — это воздух, вода и солнце. Правила закаливания детей летом. 1. Закаливающие процедуры надо проводить систематически.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность закаливания и его основные факторы, принципы и методы
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 16:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД