Ирина Зеленова
Сюжетно-ролевая игра как один из способов социализации младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 2) «Игра – это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Игра - это форма деятельности, в которой дети изучают и осознают окружающий мир, раскрывают возможности для индивидуального творчества и самовыражения. В сюжетно-ролевой игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка. (слайд 3) Ребенку в игре дается возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретать навыки, которые могут пригодиться ему в дальнейшем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как один из способов социализации младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. В этом возрасте учащиеся начинают сознательно усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителями которого они являются. Когда ребенок идет в школу вид его деятельности меняется: на смену игровой деятельности, которая была ведущей, приходит учебная. (слайд 4, (слайд 5) Но игра, не исчезает, она остается значимой для младшего школьника. Именно в игре он строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.
(слайд 6)Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, ролью и правилами, возникают другого рода отношения – уже не условные, а реальные, регулирующие настоящие отношения между детьми в классе. Игра предполагает партнеров, учит общаться по правилам, договариваться между собой, уступать друг другу, слышать товарища, продолжать его мысли. (слайд 7) Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у детей формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые им в общении и межличностном взаимодействии. Тем самым, у них накапливается социальный опыт поведения. (слайд 8)
Для детей с ограниченными возможностями слуха зачастую отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко и понимаются ими неверно. Несомненно, что роль педагога в развитии игровых навыков у учащихся младшего школьного возраста является ведущей. Выбирая сюжетно-ролевые игры для детей с нарушениями слуха, важно, чтобы игра была доступна по содержанию, наполнена достаточным количеством атрибутов, приближена к современным условиям.
(слайд 9) Чтобы сюжетно-ролевая игра была интересной и содержательной, необходима предварительная работа по обогащению учащихся знаниями о труде людей. Для этого используются беседы, занятия по изодеятельности, чтение произведений, рассказывающих о людях различных профессий, дидактические игры, организуются специальные наблюдения за деятельностью взрослых. Например, перед игрой «Повар» проводилась экскурсия в столовую. Дети увидели большую плиту, на которой повар готовит обед для всех детей, холодильник, столы, кастрюли, сковороды, ножи и другие кухонные принадлежности. Учащиеся наблюдали за действиями повара (моет и режет овощи, кладет их в кастрюлю и т. д.). (слайд 10) Позже, в процессе беседы, представления детей расширялись: уточняли названия атрибутов, действий повара: «Что сначала сделала повар? Какие брала продукты, чтобы сварить суп?».
(слайд 11) Рассматривали картинки, раскрашивали раскраски по данной профессии, через дидактическую игру «Кому, что нужно для работы?» закрепляли название кухонных принадлежностей и продуктов.
(слайд12) Сюжетная игра предполагает создание атмосферы
коллективных отношений, сотрудничества, помощи друг другу, поддержки, умению договариваться. (слайд13) Роль педагога корректировать
поведение учащихся в игре так, чтобы они играли дружно,
помогали друг другу, проявляли навыки взаимовыручки, не ссорились, не смеялись над теми, кто не справляется.
(слайд 14) По мере расширения представлений об окружающем мире и накопления игрового опыта, расширяются возможности общения. Однако общение младших школьников с нарушениями слуха в играх очень ограниченно. (слайд 15) Необходимо тщательно отбирать наиболее важные для данной игровой ситуации речевые средства. В играх должен быть отражен тот речевой материал, который знаком детям и по другим занятиям.
(слайд 16)Социальный и эмоциональный опыт младших школьников с нарушениями слуха, приобретаемый в процессе сюжетно-ролевой игры, оказывает самое непосредственное влияние на их настоящую и будущую жизнь. Через игру у детей формируется умение адаптироваться к различным условиям жизни, способность самостоятельно решать бытовые задачи, развиваются коммуникативные качества, способность жить в социуме.