Вахрушева Ольга Ануфриевна
Сюжетно-ролевая игра в средней возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно – ролевые игры детей пятого года жизни.
Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей воспитательной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Все это становится условием возникновения игры и определяет характер ее развития. В группе детей пятого года жизни продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе («Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строители», «Магазин» и др.). Наряду с этим появляются и новые сюжеты («Железная дорога», «Летчики», «Больница», «Зоопарк», которые свидетельствуют о расширении кругозора детей, о появлении у них новых игровых интересов.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в средней возрастной группе» размещена в разделах
Возраст 5 лет является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.
Между игровыми интересами, знаниями детей и их отображением в игре существует диалектическая взаимосвязь. Игровая деятельность является средством пробуждения, поддержания и формирования новых детских интересов, но в свою очередь невозможно формировать устойчивые коллективные интересы к игре, одновременно не развивая ее как деятельность. Однообразные, бедные по содержанию, кратковременные игры не могут вызвать к себе интереса и на длительное время увлечь детей.
Следовательно, в данной возрастной группе воспитателю нужно обратить внимание, с одной стороны, на развитие игры как деятельности и, с другой стороны, на формирование положительных (игровых и реальных) взаимоотношений детей в игре.
Объединяясь в игре, дети должны распределять роли, учитывая желание ровесников, оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку, играть вместе, приглашать застенчивых и нерешительных детей в общую игру, предлагая им доступную и интересную роль. Вопрос о взаимоотношениях в игровых объединениях детей пятого года жизни (в так называемых малых группах) особенно актуален.
Нужно добиваться, чтобы уже в первых совместных играх детей складывались прочные дружеские объединения, которые строились бы на добрых взаимоотношениях, общих интересах, положительной нравственной направленности.
У детей пятого года жизни отчетливо выражена потребность играть вместе со сверстниками: ребенок ищет товарищей для совместных игр и переживает радость не только от самих игр, но и от общения с товарищами по игре.
Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как формируются умения оказывать помощь в игре, вместе убирать игрушки, следить за порядком в группе.
Таким образом, основными направлениями развития игр детей пятого года жизни являются: обогащение содержания игр, возникающих по инициативе детей; расширение тематики игр; формирование разнообразных устойчивых игровых интересов; воспитание умений организованно играть в небольших игровых группировках; сговариваться по поводу игры; поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Для решения этих задач, воспитатель прежде всего использует косвенные приемы руководства: планомерно, целенаправленно обогащает знания детей в связи с темой возникшей игры.
Анализируя данные задачи можно дать характеристику сформированности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте : развивается и обогащается сюжет игр; используют косвенные методы руководства, учатся самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствуется умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивается умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Создают постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и др.) Учатся договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Расширяется область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развиваются социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при
руководстве сюжетно-ролевыми играми :
1. Развитие игры как деятельности.
2. Использование игры в целях воспитания детского
коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие.
Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития.
В группах детей среднего и возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы : приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей.
Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
В среднем возрасте формируется у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
В средней возрастной группе необходимо обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе впечатлений детей о реальной жизни с помощью экскурсий, тематических бесед; принимать активное участие педагогам в создании и реализации сюжетно-ролевых игр совместно с детьми; побуждать детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевых играх.
Необходимо помнить, что развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.
Используемая литература:
1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Москва: Форум, 2015.
2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Общение ребенка со сверстниками как
пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад:
теория и практика. 2016.
3. Белянина М. В. Коммуникативная культура личности. М. : Академия, 2014.
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. :
Питер, 2008.