Сюжетно-ролевая игра в средней возрастной группе

Вахрушева Ольга Ануфриевна
Сюжетно-ролевая игра в средней возрастной группе

Сюжетно – ролевые игры детей пятого года жизни.

Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей воспитательной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Все это становится условием возникновения игры и определяет характер ее развития. В группе детей пятого года жизни продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе («Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строители», «Магазин» и др.). Наряду с этим появляются и новые сюжеты («Железная дорога», «Летчики», «Больница», «Зоопарк», которые свидетельствуют о расширении кругозора детей, о появлении у них новых игровых интересов.

Возраст 5 лет является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

Между игровыми интересами, знаниями детей и их отображением в игре существует диалектическая взаимосвязь. Игровая деятельность является средством пробуждения, поддержания и формирования новых детских интересов, но в свою очередь невозможно формировать устойчивые коллективные интересы к игре, одновременно не развивая ее как деятельность. Однообразные, бедные по содержанию, кратковременные игры не могут вызвать к себе интереса и на длительное время увлечь детей.

Следовательно, в данной возрастной группе воспитателю нужно обратить внимание, с одной стороны, на развитие игры как деятельности и, с другой стороны, на формирование положительных (игровых и реальных) взаимоотношений детей в игре.

Объединяясь в игре, дети должны распределять роли, учитывая желание ровесников, оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку, играть вместе, приглашать застенчивых и нерешительных детей в общую игру, предлагая им доступную и интересную роль. Вопрос о взаимоотношениях в игровых объединениях детей пятого года жизни (в так называемых малых группах) особенно актуален.

Нужно добиваться, чтобы уже в первых совместных играх детей складывались прочные дружеские объединения, которые строились бы на добрых взаимоотношениях, общих интересах, положительной нравственной направленности.

У детей пятого года жизни отчетливо выражена потребность игратьвместе со сверстниками: ребенок ищет товарищей для совместных игр и переживает радость не только от самих игр, но и от общения с товарищами по игре.

Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как формируются умения оказывать помощь в игре, вместе убирать игрушки, следить за порядком в группе.

Таким образом,основными направлениями развития игр детей пятого года жизни являются: обогащение содержания игр, возникающих по инициативе детей; расширение тематики игр; формирование разнообразных устойчивых игровых интересов; воспитание умений организованно играть в небольших игровых группировках; сговариваться по поводу игры; поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Для решения этих задач,воспитатель прежде всего использует косвенные приемы руководства: планомерно, целенаправленно обогащает знания детей в связи с темой возникшей игры.

Анализируя данные задачи можно дать характеристику сформированности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте: развивается и обогащается сюжет игр; используют косвенные методы руководства, учатся самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствуется умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивается умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Создают постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и др.) Учатся договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Расширяется область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развиваются социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при

руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1. Развитие игры как деятельности.

2. Использование игры в целях воспитания детского

коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие.

Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития.

В группах детей среднего и возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.

4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей.

Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

В среднем возрасте формируется у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.

В средней возрастной группе необходимо обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе впечатлений детей о реальной жизни с помощью экскурсий, тематических бесед; принимать активное участие педагогам в создании и реализации сюжетно-ролевых игр совместно с детьми; побуждать детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевых играх.

Необходимо помнить, что развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.

Используемая литература:

1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Москва: Форум, 2015.

2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Общение ребенка со сверстниками как

пространство социального развития старших дошкольников //Детский сад:

теория и практика. 2016.

3. Белянина М. В. Коммуникативная культура личности. М.: Академия, 2014.

4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.:

Питер, 2008.

Сюжетно-ролевая игра в средней возрастной группе
Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Фотоотчет «Сюжетно-ролевая игра в старшей группе»Фотоотчет «Сюжетно-ролевая игра в старшей группе» Игра остаётся основным видом деятельности у старших дошкольников. Разнообразие сюжетов, свободный полёт фантазии, активный обмен репликами.

Сюжетно-ролевая игра «Агентство недвижимости» для средней группыСюжетно-ролевая игра «Агентство недвижимости» для средней группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дружбинский детский сад «Колокольчик» Судиславского муниципального района Костромской.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» в средней группе Художественная литература: А. Шибаев «Какая одежда?» А. Барто «Дома» А. Барто «У Танюши много дел» С. Маршак «Усатый-полосатый» С. Капутинян.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра в средней возрастной группе
Опубликовано: 26 января 2021 в 15:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

Детский мастер-класс «Букет для мамы» из детских ладошек с использованием техники...
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению коллективной работы "Букет для мамы" из детских ладошек с использованием техники "обрывная...
Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии»
Актуальность: Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе...
НОД по дорожной безопасности «Квест-игра «Дорожные знаки» для детей старшей группы
Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения....