Наталья Гнатюк
Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего детства у малыша проявляется отставание в физическом, психическом и речевом развитии, если ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала и общении с окружающими людьми? Для таких детей в нашем саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты нашего детского сада используют в своей работе многообразие технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из таких методов является театрализованная деятельность, которая в образовательном процессе нашего детского сада занимает очень важное место.
Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность. Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям…
Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.
Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей.
Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы ; ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия.
В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях. Таким образом, можно сказать о том, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы и развивать речь детей.
На сцене ребёнку приходится сосредотачивать внимание и сравнительно долго удерживать его, что способствует развитию произвольности внимания, умения концентрироваться на определенном эпизоде.
Не менее важным является формирование в дошкольном возрасте произвольной памяти. Дети запоминают текст своей роли, последовательность действий, знают, когда приходит их очередь вступать в диалог. Ребенок учится ставить перед собой мнемическую задачу и искать пути ее реализации.
Но чтобы ребенок дошкольного возраста проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для этого мы используем следующие методы и приемы:
Для обогащения детей впечатлениями мы используем чтение и обсуждение художественной литературы разных жанров, беседы, наблюдения, проведение экскурсий, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, прослушивание аудиозаписей, просматривание отрывков из разных театральных постановок, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, рисование иллюстраций
Для развития сценических умений и навыков мы используем игры-этюды, игры-загадки, пантомимы, игры, направленные на развитие мимики лица, игры-драматизации, театрализованные игры, подвижные игры имитационного характера, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместное с детьми составление плясок, драматизация песен, подыгрывание на музыкальных инструментах.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для этого нами создана развивающая среда в группе : оборудован театральный уголок, изготовлены полифункциональные ширмы и декорации, оформлены различные виды театров, изготовлены элементы костюмов для театральных представлений, созданы условия для моделирования, поиска к экспериментированию.
Необходимо заметить, что у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенный образ мышления, поэтому совместное участие педагога в играх является необходимым условием.
В своей работе мы столкнулись с проблемой в передаче детьми обобщенных эмоциональных состояний образа (радости, печали, удивления и др.). Для решения этой проблемы мы привлекаем к совместной деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя. Проводятся игровые задания В этой планомерной работе у детей развивается эмоциональная сфера, дети начинают сочувствовать персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям, у них развивается эмпатия, т. е. способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях
Воспитательные и коррекционные возможности театрализованной деятельности широки
Таким образом, в театрализованной деятельности решаются многозначные задачи развития и коррекции формирования личности ребенка. Можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития личности ребенка и его творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность ее осуществления со всеми воспитанниками, независимо от их психических, умственных и физических данных. Воспитание творческих способностей дело не простое. Оно требует внимания, любви и уважения к подрастающему поколению.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Л. С. Выготский.