лилия сокольцова
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
o Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника.
Возрастная категория:
o «средняя группа».
Цель:
o создание условий для всестороннего развития личности ребенка посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
o Изучение теоретического и практического опыта по данной теме;
Публикация «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
o Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды);
o Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства;
o Работа над культурой и техникой речи детей;
o Работа над этюдами, ритмопластикой;
o Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
o Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций;
o Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности;
o Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, организовать выступления детей средней группы перед детьми младшего возраста;
o Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Сроки:
o 01.11.21-31.05.22
Пояснительная записка.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.
Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что театрализованная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Актуальность.
Актуальность моей темы в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для всестороннего развития личности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Содержание работы по самообразованию:
Тема занятия Нетрадиционные техники Материалы Работа с родителями
Ноябрь-май
Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов:
o Алябьева Е. А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
o Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
o Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.
o Борисенко М. Г., И. А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
o Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
o Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
o Доронова Т. Н., Е. Г. Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
o Доронова Т. Н. «Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
o Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
o Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп. –1986. -№12.
o Зацепина М. Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
o Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-№4.
o Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2000.
o Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
o Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2003
Изучение литературы, отбор технологий.
Ноябрь
Содержание работы Цель Материал Работа с родителями
Изготовление картотеки театрализованных игр. Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».
Беседа «Что такое театр»? познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал. фотографии с различными видами зданий театра
Показ детям сказки «Колобок» развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности. Ширма, кукольный театр «Теремок»
Создание дидактической игры «Театральные профессии Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.
Мимика – «Подбери маску» Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний.
Беседа: «Театральные профессии» расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами. иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей
Театрализованная игра «Зверята» формировать у детей навыки звукоподражания. Маски «Зверят»
Показ детям сказки «Заяц и лиса» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Ширма, плоский театр «Заяц и лиса»
Декабрь
Изготовление мнемотаблиц по сказкам.
Беседа: «Правила поведения в театре» Пополнить новыми словами активный словарь детей; воспитывать культуру поведения детей в театре. Консультация «Какие бывают театры : кукольный,
настольный, теневой,
пальчиковый и др.»
Пантомимика – игра «Походка Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
Театрализованная игра «Прятки» развивать навык звукоподражания.
плоскостной настольный домик с большим окном, сюжетные игрушки.
Знакомство с р. н. сказкой «Репка» Знакомство с русской народной сказкой «Репка» Учить выделять и называть характерные признаки персонажей, развивать интонационную выразительность речи. Мнемотаблица по сказке «Репка»
Показ детям сказки «Репка» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Кукольный театр «Репка»
Инсценировка сказки «Репка» Вызвать интерес к сказке «Репка».Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений. Маски героев по сказке репка.
Январь
Создание театра теней
Мимические
упражнения Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость,
гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. Картинки - настроение Консультация «Домашний театр»
Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…» поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Театрализованная игра «Лиса и дрозд» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Настольный театр по сказке «Лиса и дрозд», ширма
Обыгрывание сказки
«Курочка Ряба» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Ширма, маски героев сказки «Курочка ряба»
Февраль
Д/И «Расскажи сказку» формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память
Народная театрализованная игра «Король» Побуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действий. Корона Консультация «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству»
Показ детям сказки «Заюшкина избушка»
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Настольный театр «Заюшкина избушка»
Обыгрывание р. н. с «Заюшкина избушка» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество Маски герое «Заюшкина избущка»
Этюды «Зеркало» Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой
Март
Театрализованная игра «Бабушка- Маланья» Обеспечить развитие умения проговаривать заданное слово с определенной интонацией, сочетать напевную речь с пластическими движениями.
Способствовать развитию пантомимических способностей, актерского мастерства. Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка» (заяц, лиса, собаки, медведь, петух, шапочка-паучок, «волшебный сундучок». Предложить помочь изготовить модели настольного театра к русской народной сказке «Рукавичка»
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка»
Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
Апрель
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений развивать воображение и пантомимические навыки. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности детей
Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) развивать пантомимические навыки
Знакомство с р. н. с. «Три медведя» знакомство со сказкой «Три медведя», развитие речи детей.
Обыгрывание р. н. с. «Три медведя» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество Ширма, настольный театр «Три медведя»
Май
Музыкальная игра «Курочка и цыплята» учить детей имитировать характерные действия персонажей. Консультация «Зачем ребёнку кукольный спектакль?» Привлечь родителей связать кукол для пальчикового театра
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, запоминать действующих лиц благодаря показу сказки. Мнемотаблицы по сказке «Теремок»
Театрализованная игра «День рождения» Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, учить их быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми
Показ русской народной сказки «Теремок» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество Настольный театр «Теремок», ширма
Игры с разными видами театров «Придумай сказку» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Разные виды театра по желанию детей Привлечение родителей к подготовке к инсценировке сказки «Теремок»
Исценировка р. н. с. «Теремок»
Показ сказки детям младшей группы Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество
Развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.
Теремок, маски и др. атрибуты к образу персонажей, музыкальное аудио оборудование.
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.
4. Борисенко М. Г., И. А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
7. Доронова Т. Н., Е. Г. Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
8. Доронова Т. Н. «Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
9. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
10. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп. –1986. -№12.
11. Зацепина М. Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
12. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-№4.
13. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2000.
14. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2003