Приложение МААМ

Технологии педагогического общения с родителями

ольга06 шупнева
Технологии педагогического общения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Технологии педагогического общения с родителями

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно — образовательного процесса дошкольных учреждений.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени — обучении в школе. Но, как показывают научные и эмпирические данные. Это направление остается для современного воспитателя наиболее сложным.

Публикация «Технологии педагогического общения с родителями» размещена в разделах

Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами столичных детских садов, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение воспитателей принять точку зрения родителей. Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателя с родителями.

По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход. Избежав конфликта. По мнению психологов, это взаимосвязано с незнанием педагогов психологических особенностей личности родителей. Например. Многие родители очень часто обижаются на педагога, что их ребенок не читает на празднике стихотворение. Тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

По мнению специалистов, педагогу в такой ситуации следует сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, ему страшно, ему страшно одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. Нужно предложить маме или папе подобрать для следующего праздника несложное стихотворение, которое они смогли бы рассказать вместе. При необходимости нужно помочь им в этом. Объяснив родителям, что. Создав для ребенка ситуацию успеха. Они помогут преодолеть ему временные трудности.

Таким образом, чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями.

Поскольку в процессе общения педагога с семьями воспитанников решаются познавательные и личностно — развивающие задачи, данный процесс правильнее будет называть педагогическим общением.

Можно выделить два вида общения с родителями :

групповое (фронтальное) общение — подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;

дифференцированное педагогическое общение — подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким — либо основаниям.

С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может практически любой педагог.

Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

психолого — педагогической подготовленностью;

коммуникативной культурой педагога;

личностной психологической подготовленностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение (общение двоих) и вовсе невозможно наладить.

Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению нет. Большинство из них отмечают достаточный уровень психолого — педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:

коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;

эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;

идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитателя с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно в этом помогает техника «Я – сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

С помощью «Я- сообщения» можно не только выразить чувства, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение.

«Я – сообщение» состоит из четырех частей. Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведение человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слов «когда». «Когда я вижу, что…», «Когда я слышу…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». В этой части «Я – сообщения» нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя, но не давать оценку его личности.

Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение и т. д.).

В третьей части «Я – сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как ваш партнер по общению может изменить свое поведение.

Например:

• Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! – неверный вариант.

• Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы, - верный вариант.

Конечно, чтобы пользоваться данной техникой, нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя естественным навыком общения.

Необходимо, чтобы педагог уделял огромное внимание следующим критериям:

• культуре общения;

• соблюдению уважительного отношения к личности собеседника;

• отказу от форм конфликтной субкультуры;

• выражению интереса к мнению собеседника жестами, репликами, мимикой, поощрению его к высказываниям.

Публикации по теме:

Азбука педагогического общения Цель:Ознакомить воспитателей с основами педагогического общения. Задачи:1. Сформировать представление о педагогическом общении. 2. Помочь.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ (из опыта работы) . Вовлеченность родителей в образовательный процесс Польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду одна из.

Мастер-класс «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии» Цель нашего мастер-класса: знакомство с социо-игровой технологией. Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения.

Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми Введение Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Памятка для педагогов ДОУ «Искусство общения с родителями» Памятка для педагогов «Искусство общения с родителями» Диалог педагога с родителями – залог успешного развития ребенка в детском саду! В.

Педагогический совет: «Совершенствование педагогического мастерства воспитателей посредством работы с родителями» Педагогический совет (08.04.2016) Тема: «Совершенствование педагогического мастерства воспитателей посредством работы с родителями»» План.

Работы с родителями в рамках педагогического проекта «Семейная гостиная»Работы с родителями в рамках педагогического проекта «Семейная гостиная» Работа с родителями в рамках педагогического проекта «Семейная гостиная"я».[/b] Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Рекомендации по развитию умений продуктивного педагогического общенияРекомендации по развитию умений продуктивного педагогического общения Помните, что способность к общению – профессиональное качество педагога. Он должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться,.

Сценарий педагогического совета «Педагогические технологии в реализации ФГОС до» Педсовет на тему: "Педагогические технологии в реализации ФГОС ДО" Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной.

Выступление на педсовете тема «Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями воспитанников» У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технологии педагогического общения с родителями
Опубликовано: 3 августа 2017 в 16:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии педагогического общения с родителями» (включая файлы) размещена пользователем ольга06 шупнева (УИ 34776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД